Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Ортост-Фасад" (далее - Заявитель) на действия Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган), ГБУ КО "Балтберегозащита" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Единой комиссией запроса предложений по выбору генерального подрядчика на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту Строительство пляжеудерживающих сооружений в районе п. Отрадное - г. Светлогорск. Калининградская область (I этап строительства)" (номер извещения 0135200000516000701) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно выбравших способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Запроса предложений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 421 339 893 рубля;
4) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущено 2 участника закупки;
6) победителем Запроса предложений признано ООО "ГЕОИЗОЛ" с минимальным предложением о цене контракта 1 353 115 578 рублей .
1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На заседании Комиссии установлено, что 27.02.2015 Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N 0135200000515000134 на право заключения контракта на выполнение работ по объекту "Строительство пляжеудерживающих сооружений в районе п. Отрадное - г. Светлогорск. Калининградская область (I этап строительства)".
12.04.2016 Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС опубликованы сведения о контракте от 12.05.2015 N 06/КС-2015.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что 12.07.2016 в ЕИС опубликовано решение от 20.06.2016 N 624 об одностороннем отказе от исполнения обязательств по указанному контракту по основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Изучив Конкурсную документацию, государственный контракт от 12.05.2015 N 06/КС-2015, представленный представителями Заказчика, Комиссия установила, что государственным контрактом предусмотрена возможность одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, явка Заявителя на заседание Комиссии не обеспечена, не представлено доказательств, что способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Запроса предложений выбран неправомерно.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта (значимость критерия - 60 %), квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 30 %); качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия - 10 %).
По критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели: "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Для оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
Наименование Количество
баллов
Наличие 1 контракта (договора) 20
Наличие 2-х контрактов (договоров) 40
Наличие 3-х контрактов (договоров) и более 100
При отсутствии или при предоставлении в неполном объеме контракта (договора) 0
Для оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", заказчиком установлена шкала оценки, в соответствии с которой за определенное значение показателя, предложенное участником запроса предложений, присуждается следующее количество баллов:
- наличие в штате организации по основному месту работы лиц, ответственных за организацию строительства: главный инженер, начальник производственно-технического отдела, инженер производственно-технического отдела, инженер-сметчик, начальник участка, производитель работ, мастер участка, геодезист, инженер по снабжению, инженер механик), имеющих квалификацию для выполнения работ - 100 баллов;
- отсутствие в штате организации по основному месту работы лиц, ответственных за организацию строительства: главный инженер, начальник производственно-технического отдела, инженер производственно-технического отдела, инженер-сметчик, начальник участка, производитель работ, мастер участка, геодезист, инженер по снабжению, инженер механик), имеющих квалификацию для выполнения работ - 0 баллов.
Комиссия установила, что порядок оценки заявок по указанному показателю не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в документации о закупке не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями.
По критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "качество работ".
В целях оценки заявок по показателю "качество работ" выставляется шкала оценки в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение показателя составляет 100 баллов).
Количество баллов, присуждаемых заявке (предложению) по вышеуказанному показателю, определяется на основании представленной в составе заявки на участие в Запросе предложений информации в соответствии со следующей шкалой оценки:
Наименование показателя Значение показателя
(предмет оценки)
Шкала оценки в баллах Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием видов работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях, отсутствуют 0 0
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием не всех видов работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях 30 30
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием всех видов работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях, но без указания технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемых оборудование и машин или необходимых трудовых ресурсов по одному или более виду работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях 60 60
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием всех видов работ, которые содержатся в указанных в техническом задании проектной и сметной документациях, с указанием по каждому виду работ: технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемых оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов 100 100
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по закупкам по показателю.
Комиссия приходит к выводу о том, что в указанном порядке оценки по показателю "качество работ" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Единой комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному нестоимостному критерию (не определен исчерпывающий перечень работ, полнота описания которых подлежит оценке).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации о проведении Запроса предложений надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ортост-Фасад" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.07.2016 К-1186/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2016 г. N К-1186-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2016