Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 июля 2016 г. N ВП-372/16 РЕШЕНИЕ
по делу N ВП - 372/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
27.07.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)рассмотрев обращение ООО "Стройновация" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" (далее - Комиссия запроса предложений), при проведении Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик), Комиссией запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по объекту "Строительство Финляндской ул. от Советского пер. до Софийской ул." с разработкой рабочей документации. Завершение работ для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0372200067816000088) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Комиссии запроса предложений при проведении Запроса предложений.
По мнению Заявителя, Комиссией запроса предложений неправомерно отстранена заявка Заявителя от участия в Запросе предложений.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Комиссия запроса предложений действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией о проведении Запроса предложений, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении запроса предложений размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 30.06.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 324 798 517 рублей;
3) на участие в Запросе предложений подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Запросе предложений допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Запроса предложений 08.07.2016;
6) государственный контракт заключен с ООО "СК "Орион Плюс" с предложением о цене контракта 2 324 674 950 рублей.
1. По мнению Заявителя, Комиссией запроса предложений неправомерно отстранена заявка Заявителя от участия в Запросе предложений.
Согласно выписки из протокола проведения запроса предложений N ВПП2 от 08.07.2016, заявка Заявителя отстранена от участия в Запросе предложений по следующему основанию: "Содержание банковской гарантии АКБ "ПРОМИНВЕСТБАНК" (ПАО) N 78/16 от 07.07.2-16 противоречит положениям п. 4.5.3., пп.1)п. 4.5.6. и пп. 2) п. 4,5,7. документации о проведении запроса предложений, а также пп. 3) п. 6. ст. 45 ФЗ N 44-ФЗ".
Согласно пункту 4.5.3. документации о проведении Запроса предложений, участники запроса предложений в составе заявки на участие в запросе предложений предоставляют документы, подтверждающие обеспечение заявки на участие в запросе предложений (платежное поручение, подтверждающие перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участия в запросе предложений, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия на сумму, выраженную в рублях), если оно предусмотрено в извещении о проведении запроса предложений и указано в Информационной карте запроса предложений.
В Информационной карте Запроса предложений указано, что размер обеспечения заявки составляет 116 239 925, 85 руб., а условия банковской гарантии отражены в документации о проведении Запроса предложений.
Подпунктом 1 пункта 4.5.6. документации о проведении Запроса предложений предусмотрено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: сумму банковской гарантии, указанную в Информационной карте Запроса предложений и подлежащую уплате гарантом Заказчику в следующих случаях:
- уклонение или отказ участника запроса предложений заключить Контракт;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных пунктом 6.1.4 Инструкции, до заключения Контракта Заказчику обеспечения исполнения Контракта.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.5.7. документации о проведении Запроса предложений указано, что заказчик (бенефициар) имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Данное условие включается в банковскую гарантию в обязательном порядке, если оно предусмотрено в извещении о проведении запроса предложений и в информационной карте Запроса предложений.
Согласно банковской гарантии АКБ "ПРОМИНВЕСТБАНК" (ПАО) N 78/16 от 07.07.2016 в тексте банковской гарантии указано:
- в части выплаты бенефициару суммы банковской гарантии вместо "уклонение или отказ участника запроса предложений заключить контракт" указано "уклонения или отказа принципалом в случае признания принципала победителем конкурса заключить контракт в порядке, установленной конкурсной документацией",
- в части исполнения банковской гарантии вместо "заказчик (бенефициар) имеет право на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантов в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии" указано "бенефициар бесспорно списывает денежные средства со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования со всеми приложенными к нему документами, и, если требования признано им надлежащим, не исполнено требование бенефициара об уплате денежной суммы по настоящей гарантии, направленное до окончания срока действия настоящей гарантии".
- употреблен термин "открытый конкурс".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что содержание банковской гарантии АКБ "ПРОМИНВКСТБАНК" (ПАО) N78/16 от 07.07.2016 противоречит положениям документации о проведении Запроса предложений, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 1 статьи 83 Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Согласно пояснениям Заказчика, способ закупки в форме Запроса предложений на выполнение работ по объекту, выбран Заказчиком на основании части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что по мнению Заказчика, контракт с номером извещения 0372200067816000088 на выполнение работ по объекту "Строительство Финляндской ул. от Советского пер. до Софийской ул." для нужд Санкт-Петербурга расторгнут в одностороннем порядке.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, по итогам размещения заказа с номером извещения 0372200067816000088, Заказчиком с ООО "Стройновация" 07.11.2014 заключен государственный контракт N 0372200067814000197 (далее - Контракт) на сумму 1 935 065 917,67 рублей.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.3 Контракта установлен порядок расторжения контракта, согласно которому Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В связи с тем, что ООО "Стройновация" в установленный Контрактом срок не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, Заказчиком решения от 02.11.2015 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Вместе с тем, 11.03.2016 Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области вынесено определение по делу N А56-95550/2015, утвердившее мировое соглашение между Заказчиком и ООО "Стройновация" от
11.03.2016 по делу N А5 6-95 5 5 0/2015 (далее - Соглашение), согласно которому стороны достигли соглашения о расторжении Контракта, дата расторжения Контракта по соглашению - 14.12.2015. При этом, в соответствии с Соглашением уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 02.11.2015 признано не вступившим в силу.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Запроса предложения, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Запроса предложений заключен контракт предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела от 27.07.2016 N ВП-372/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 июля 2016 г. N ВП-372/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2016