Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2016 г. N П-135/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-135/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
26.07.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционов на право заключения контрактов на выполнение работ по переработке давальческого сырья (древесины) в твердое топливо (дрова топливные) с доставкой до грузополучателей в 2015 году (номер извещения 0373100122915000002) Аукцион N 1); на выполнение работ по переработке давальческого сырья (древесины) в твердое топливо (дрова топливные) с доставкой до грузополучателей в 4 квартале 2015 года (номер извещения 0373100122915000003) (далее - Аукцион N 2); запроса котировок на выполнение работ (оказание услуг) по охране, защите, воспроизводству лесов в филиалах федерального государственного казённого учреждения "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0373100122914000005) (далее - Запрос котировок); закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
- на выполнение работ по переработке давальческого сырья (древесины) в твердое топливо (дрова топливные) для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер реестровой записи 1770476177316000001) (далее - Закупка у единственного исполнителя N 1);
- на выполнение работ по переработке давальческого сырья (древесины) в твердое топливо (дрова топливные) (номер реестровой записи 1770476177316000002) (далее - Закупка у единственного исполнителя N 2);
- на выполнение работ по переработке давальческого сырья (древесины) в твердое топливо (дрова топливные) (номер реестровой записи 1770476177316000003) (далее - Закупка у единственного исполнителя N 3);
- на выполнение работ по переработке давальческого сырья (древесины) в твердое топливо (дрова топливные) (номер реестровой записи 1770476177316000004) (далее - Закупка у единственного исполнителя N 4);
- на выполнение работ по переработке давальческого сырья (древесины) в твердое топливо (дрова топливные) (номер реестровой записи 1770476177316000005) (далее - Закупка у единственного исполнителя N 5);
- на выполнение работ по переработке давальческого сырья (древесины) в твердое топливо (дрова топливные) (номер реестровой записи 1770476177316000006) (далее - Закупка у единственного исполнителя N 6) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукционов NN 1, 2, Запроса котировок, Закупок у единственного исполнителя NN 1-6.
В соответствии с поступившей информацией, положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок нарушены действиями Заказчика, выразившимися:
1) в изменении существенных условий контрактов, заключенных по результатам проведения Аукционов NN 1, 2;
2) в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Закупок у единственного исполнителя NN 1-6.
Представители Заказчика не согласились с доводами и сообщили, что при проведении Аукционов NN 1, 2, Запроса котировок, Закупок у единственного поставщика NN 1-6 Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 205 591 500 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 08.06.2015;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 203 535 585 рублей;
8) победителем Аукциона признано АО "Мальтинский военный лесхоз" с предложением о цене контракта 203 535 585 рублей;
9) 03.07.2015 Заказчиком заключен контракт с АО "Мальтинский военный лесхоз" от 03.07.2015 N 4 ГК на сумму 203 535 585 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено в ЕИС - 10.09.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 36 739 600 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
5) единственная заявка участника Аукциона признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 2;
6) 10.10.2015 Заказчиком заключен контракт с ООО "Промэнерго" от 10.10.2015 N 12 ГК на сумму 36 739 600 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, протоколами, составленными при проведении Запроса котировок:
1) извещение об осуществлении закупки размещено ЕИС - 03.07.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 108 946,77 рубля;
4) на участие в Запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе котировок допущено 2 участника закупки;
6) победителем Запроса котировок признано АО "Мальтинский военный лесхоз" с минимальным предложением о цене контракта 108 946,77 рублей;
7) Заказчиком 24.07.2014 заключен контракт с АО "Мальтинский военный лесхоз" по цене 108 946,77 рублей.
1. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
На заседании Комиссии установлено, что при исполнении контрактов от 03.07.2015 N 4 ГК, от 10.10.2015 N 12 ГК, заключенных по результатам проведения Аукционов N 1, N 2, Заказчиком с исполнителями неоднократно заключались дополнительные соглашения к указанным контрактам.
Так например, Заказчиком к государственному контракту от 03.07.2015 N 4 ГК, заключено дополнительное соглашение от 21.07.2015 N 2 в соответствии с которым: "в раздел "Южный военный округ" Технического задания (Приложения N 1) к государственному контракту N 4 ГК от 03 июля 2015 г. следующие изменения:
1. В строке 2 графу "Адрес местонахождения Грузополучателя" изложить в следующей редакции: "Ростовская обл., полигон Кузьминский, в/ч 65384".
2. В строке 9 в графе "Требуемый объем Товара, куб. м" число "300" заменить на число "200".
3. В строке 12 в графе "Требуемый объем Товара, куб. м" число "370" заменить на число "400", графу "Адрес местонахождения Грузополучателя" изложить в следующей редакции: "Республика Ингушетия, ст. Троицкая, в/ч 64670".
4. В строке 19 в графе "Требуемый объем Товара, куб. м" число "200" заменить на число "440".
5. В строке 25 в графе "Требуемый объем Товара, куб. м" число "3670" заменить на число "3500".
Аналогичные изменения к государственному контракту от 03.07.2015 N 4 ГК внесены дополнительными соглашениями от 15.09.2015 N 3, от 25.09.2015 N 4, от 06.10.2016 N 5, от 09.11.2015 N 7, от 10.11.2015 N 8, от 07.12.2015 N 9, от 11.12.2015 N 10, от 15.12.2015 N 11, от 23.12.2015 N 12, от 28.12.2015 N 13, от 29.12.2015 N 14, от 29.12.2015 N 15, от 29.12.2015 N 16.
К контракту от 10.10.2015 N 3 Заказчиком 23.12.2015 с исполнителем заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым: "в раздел "Западный военный округ" Технического задания (Приложения N 1) следующие изменения:
1. В строке 1 "Грузополучатель войсковая часть" вместо "55443-43" читать "12086", в графе "Адрес местонахождения Грузополучателя" вместо "Ленинградская обл., г. Красное Село, Гатчинское шоссе, д. 54" читать "Ленинградская обл., Приозерский р-н".
Дополнительным соглашением от 28.12.2015 N 4 к контракту от 10.10.2015 N 12 ГК в условия указанного контракта внесены следующие изменения: "в раздел "Восточный военный округ" Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) следующие изменения:
1. В строке 1 в графе "Требуемый объем товара, куб. м." вместо числа "150" читать число "300", в графе "Грузополучатель войсковая часть" вместо номера "16871" читать номер "44980", в графе "Адрес местонахождения грузополучателя" вместо слов "Приморский край, Ханкайский р-н, ст. Кмень-Рыболов, УК "Ильинский" читать "Приморский край, Пограничный р-н, с. Сергеевка".
2. В строке 3 в графе "Требуемый объем товара, куб. м." вместо числа "200" читать число "210", в графе "Грузополучатель войсковая часть" вместо номера "36411" читать номер "24776", в графе "Адрес местонахождения грузополучателя" вместо слов "Приморский край, г. Уссурийск" читать "Приморский край, Пограничный р-н, с. Сергеевка, 249 ОП".
3. В строке 5 в графе "Требуемый объем товара, куб. м." вместо числа "50" читать число "460".
4. Строки 2, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 не читать.
5. В строке 18 в графе "Грузополучатель войсковая часть" вместо номера "11666" читать номер "45105", в графе "Адрес местонахождения грузополучателя" вместо слов "Хабаровский край, п. Красная речка 680041" читать "Приморский край, Пограничный р-н, с. Сергеевка".
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что изменения условий контрактов и заключение дополнительных соглашений осуществлялось исходя из потребностей Заказчика и грузополучателей.
Вместе с тем, указанные изменения не относятся к случаям изменения условий контракта при его исполнении, предусмотренным статьями 34, 95 Закона о контрактной системе.
Также на заседании Комиссии установлено, что дополнительным соглашением от 09.11.2015 N 7 к контракту от 03.07.2015 N 4 ГК внесены, в том числе, следующие изменения:
"4. Для грузополучателя "Мурманская обл., г. Мурманск в/ч 773-Ф" в графе "Технические характеристики Товара, требования к качеству, размерам т.п."
- вместо слов "по длине 0,25; 0,33 метра" читать "по длине 1 метр";
- вместо слов "с применением коэффициента полнодревестности 0,75 для дров длиной 0,33 м и 0,77 для дров длиной 0,25 м" читать "с применением коэффициента полнодревестности 0,70".
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
При этом, представителями Заказчика на заседание Комиссии не представлено доказательств того, что предусмотренный дополнительным соглашением от 09.11.2015 N 7 к поставке товар обладает улучшенными потребительскими свойствами по сравнению с качеством и соответствующими характеристиками товара, указанного в контракте от 03.07.2015 N 4 ГК.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
На заседании Комиссии установлено, что в качестве обоснования осуществления Закупок у единственного исполнителя NN 1-6 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчиком в связи с необходимостью незамедлительной поставки дров топливных.
При этом, в отчетах о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчиком не указана информация об авариях, иных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера непреодолимой силы.
Таким образом, в указанных случаях отсутствовали основания для заключения контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку у Заказчика имелась возможность проведения конкурентных процедур в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего государственные контракты по результатам осуществления Закупок у единственного исполнителя NN 1-6, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с документацией об Аукционе N 1 срок окончания подачи заявок установлен на 05.06.2015, при этом дата окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе установлена на 29.05.2015, то есть ранее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика установившего дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе N 1 с нарушением требований Закона о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что проекты контрактов, являющиеся неотъемлемой частью документации об Аукционе N 1, N 2, содержат следующие положения:
"11.2. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер неустойки (пени) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены единицы подлежащего изготовлению Товара, в отношении изготовления которого наступила просрочка, за каждый факт просрочки.
11.3. В случае изготовления Товара несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара, Исполнитель уплачивает штраф в размере 5 % от стоимости изготовления некачественного Товара за каждый факт изготовления Товара, несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара.
11.4. В случае нарушения Исполнителем сроков замены или доведения Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктами 5.1 и 5.2 Контракта, Исполнитель уплачивает штраф в размере 0,1 % от цены единицы подлежащего изготовлению Товара, в отношении замены или доведения до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, которого наступила просрочка.
11.6. В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере 0,1 % от цены единицы подлежащего изготовлению Товара, в отношении которого нарушены гарантийные обязательства, за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
11.8. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств по оплате Цены Контракта (части Цены Контракта) Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства по оплате Цены Контракта (части Цены Контракта), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства по оплате Цены Контракта (части Цены Контракта). Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день уплаты неустойки от Цены Контракта (части Цены Контракта).
11.9. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Сумма штрафа определяется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проектах контрактов документации об Аукционе NN 1, 2 не установлен надлежащим образом соответствующий требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с Информационной картой документации об Аукционе N 1, установлено, в том числе: "Сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере:
Исполнение обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту - 20,00% от начальной (максимальной) цены контракта.
41 118 300,00 руб".
Также Комиссией установлено, что в Информационной карте документации об Аукционе N 2 установлено, в том числе: "Сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере:
Исполнение обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту - 20,00% от начальной (максимальной) цены контракта.
7 347 920,00 руб".
Вместе с тем, Заказчиком в проектах контрактов документации об Аукционе N 1, N 2 не установлен конкретный срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что нарушает часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, устанавливает, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок превышения банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На заседании Комиссии установлено, что в проектах контрактов документации об Аукционе NN 1, 2 Заказчиком не установлена возможность выбора способа обеспечения контракта, а также не установлен срок превышения действия банковской гарантии относительно срока действия государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 4 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе, не требуется.
В соответствии с отчетами о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2016 N 4, от 09.06.2016 N 5, от 09.06.2016 N 6 цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определена посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что контракты от 03.06.2016 N 5/ГК, от 10.06.2016 N 6/ГК, N 7/ГК, заключенные в результате осуществления Закупок у единственного исполнителя NN 4-6, не содержат расчет и обоснование цен контрактов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 93 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком нарушен регламентированный срок направления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информации о заключении, изменении, исполнении и расторжении контрактов, заключенных в результате проведения Аукционов NN 1, 2, Запроса котировок, Закупок у единственного исполнителя NN 1-3.
Так например, информация о заключении дополнительного соглашения от 21.07.2015 N 2 к контракту от 03.07.2015 размещена Заказчиком в ЕИС 06.10.2015; сведения о заключении контрактов от 10.10.2015 N 12, от 24.07.2014 N 13 ГК размещены в ЕИС 15.10.2015, 29.10.2015, соответственно; информация об исполнении отдельных этапов контрактов от 02.02.2016 N 1, от 10.02.2016 N 2, например, промежуточные акты от 03.03.2016 N 1, от 15.03.2016 N 1 размещены в ЕИС 31.03.2016, промежуточный акт от 01.03.2016 N 1 к контракту от 10.02.2016 N 3 - 14.04.2016.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, частей 5, 8, 27 статьи 34, части 4 статьи 65, части 4 статьи 93, части 1 статьи 95, части 3 статьи 96, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения закупок заключены контракты, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела от 26.07.2016 N П-135/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2016 г. N П-135/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2016