Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
21.04.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе: заместителя председателя Самарского УФАС России А.Р.Баженова, специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства в сфере естественных монополий и электроэнергетики Самарского УФАС России Е.А. Лапаксиной, специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России И.И. Таран,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",жалобы ООО "Приоритет Тольятти", ООО "Тольяттиэлектросервис", ООО "Фирма Кобокс", ООО "Промстройповолжье", ООО "Оптснаб", ООО "Пожспецмонтаж",РОО "Независимое содружество против коррупции" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов городского округа Тольятти (извещение N 0842200002116000055, начальная (максимальная) цена контракта - 351 953 000,00 руб.),
в присутствии представителей: "_",
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС Россиижалобы жалобы ООО "Приоритет Тольятти", ООО "Тольяттиэлектросервис", ООО "Фирма Кобокс", ООО "Промстройповолжье", ООО "Оптснаб", ООО "Пожспецмонтаж", РОО "Независимое содружество против коррупции" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов городского округа Тольятти (извещение N 0842200002116000055) (далее - аукцион).
Согласно доводам жалоб ООО "Приоритет Тольятти", ООО "Тольяттиэлектросервис", ООО "Промстройповолжье", ООО "Оптснаб", ООО "Пожспецмонтаж", РОО "Независимое содружество против коррупции", ООО "Фирма Кобокс":
1) Заказчик не предусмотрел запрет выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства N1457 от 29.12.2015.
2) В аукционной документации установлены противоречивые требования к заявке участника.
3) В документации не определен перечень работ, которые необходимо выполнить согласно Своду Правил СП 126.13330.2012, СП 59.13330.2012, что затруднит сдачу работ Заказчику.
Также из жалобы РОО "Независимое содружество против коррупции" следует:
4) Заказчиком в аукционной документации не указан конкретный срок оплаты выполненных работ.
5) Установление требований об указании конкретных показателей компонентов, составляющих асфальтобетонную смесь и бортовые камни является чрезмерным и носит необъективный характер.
6)Объединение в один лот выполнения работ в трех районах города влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, из жалобы ООО "Фирма Кобокс" следует:
7) В документации отсутствует перечень минимальных и максимальных значений товаров.
8) Заказчиком не дан конкретный ответ на запрос разъяснений аукционной документации.
Заявители просят приостановить вышеуказанное определение поставщика, признать незаконными действия Заказчика.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об электронном аукционе и проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен запрет на "выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики с 1 января 2016 года.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в Извещении N 0842200002116000055на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов городского округа Тольятти установлен запрет на выполнение (оказание) работ (услуг) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой республики.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
2.Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что согласно пункту 2.6 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе участник электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен представить информацию о конкретных показателях материалов, используемых при выполнении работ, соответствующих значениям, установленным в Технических требованиях к качеству работ (Приложение N 1 к ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ).
В соответствии с пунктом 2.7.Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе максимальные и(или) минимальные значения используемых при выполнении работ материалов для определения соответствия потребностям заказчика представлены в приложениях N 1, 4, 9 к ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ.
Таким образом, участник закупки при подготовке заявки на участие в электронном аукционе должен руководствоваться указанными приложениями, в которых Заказчиком устанавливаются требования, предъявляемые к используемым материалам.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
3. В разделе II Информационной карты электронного аукциона "Требования к качеству работ" указано на соблюдение качества выполнения всех работ в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, приведенной в Перечне нормативной документации (Приложение 2 к ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ) и Техническими требованиями к качеству работ(Приложение N 1к ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЕ).
Свод правил СП 126.13330.2012, СП 59.13330.2012, указанные в Приложении N2, подлежат применению при новом строительстве, в то время как предметом закупки является выполнение работ по ремонту.
Заявитель, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а именно, что указание в аукционной документации на Свод Правил препятствует ему принять участие в электронном аукционе, не представил.
Данный довод Комиссией Самарского УФАС России признается необоснованным.
4. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчиком в пункте 2.2 Проекта муниципального контракта указано: "Оплата за работы, выполненные "Подрядчиком" в соответствии с условиями настоящего контракта, производится "Заказчиком" путем перечисления денежных средств на расчетный счет "Подрядчика", определяемый в соответствии с разделом 12 настоящего контракта, в течение 20 рабочих дней после подписания "Заказчиком" актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), на основании оформленных в установленном порядке счетов-фактур (счетов). Расчеты с "Подрядчиком" за счет средств областного бюджета производятся в течение 20 рабочих дней с момента получения средств из соответствующего бюджета".
В вышеприведенной формулировке Комиссией усматривается нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части установления сроков оплаты, не позволяющих принять участие в закупке большему количеству участников, что допускает чрезмерную свободу усмотрения для заказчика при исполнении обязательств по оплате выполненных работ, устраняет равноправие сторон по государственному контракту, дискредитирует подрядчика в праве на разумные сроки оплаты по исполненным обязательствам, несут угрозы стабильной хозяйственной деятельности подрядчика.
Вместе с тем, учитывая, что Региональная общественная организация содействия защиты гражданских прав "Независимое содружество против коррупции" не несет реальной заинтересованности в заключении контракта, статус Заявителя не позволяет ему принимать участие в закупке, отсутствие жалоб от иных участников, Комиссия полагает, что при имеющихся обстоятельствах нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Закупки.
На основании вышеизложенного данный довод признается обоснованным.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с требованиями вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчик разработал технические требования к качеству работ, содержащие требования к материалам, используемым при производстве работ, указанным в документации закупки.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика пояснили Комиссии Самарского УФАС России, что указанные требования позволяют определить соответствие закупаемых работ установленным в аукционной документации требованиям, оценить качество предлагаемых материалов и проверить на соответствие государственным техническим стандартам, что в дальнейшем повлияет на качество конечного продукта (дорожного полотна), его эксплуатационные свойства, износостойкость.
Таким образом, в аукционной документации требования к компонентам сырья асфальтобетонных смесей, бортовых камней установлены Заказчиком с целью установления соответствия требованиям соответствующих ГОСТ (указанных в аукционной документации).
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
6.По мнению Заявителя, в нарушение Закона о контрактной системе Заказчиком объединены в одну закупку товары, различные по функциональным и технологическим характеристикам, что ограничивает круг участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Предметом аукциона являетсявыполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов городского округа Тольятти. Данные работы технологически и функционально связаны между собой.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что работы являются однородными, взаимозаменяемыми и одноименными, поскольку в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд Заказчиков, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 N273, содержатся в одних группах, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности относятся к одним кодам.
Вместе с тем, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель не доказал и не обосновал невозможность выполнения указанных работ в рамках одного лота.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в одну закупку Заказчиком неправомерно включены работы, технически и функционально не связанные с предметом контракта, не нашел своего подтверждения.
7.Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено: заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должениспользовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При указании максимальных и минимальных значений Заказчик ссылается, в том числе, на Приложения N1,4,9 к Информационной карте, в котором указаны показатели, необходимые для определения соответствия потребностям Заказчика.
Комиссией Самарского УФАС установлено, что Заказчиком в документации закупки указаны характеристики к материалам, позволяющие определить потребности Заказчика.
Таким образом, Заказчиком установлены стандартные требования к используемым материалам.
Заявитель, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а именно невозможности определения требуемого материала, не представил.
На основании вышеизложенного данный довод признается необоснованным.
8.Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Участником закупки был подан запрос разъяснений положений документации: "В аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению первой части и трактовки используемых Вами знаков, что делает не возможным для Участника заполнение первой части. К примеру: Вы требуете Марка щебня по дробимости должна быть 600, 800, 1000, 1200 или 1400. Участнику не понятно, Вам нужны все марки щебня указанные через запятую? Или нужно выбрать только одну? Или нужны марки 600, 800, 1000 и произвести выбор между 1200 и 1400? Просим разместить инструкцию по заполнению первой части заявки с трактовкой всех знаком используемых Вами".
Заказчиком по запросу N 496627 от 14.04.2016 г. был дан ответ: "Документация об электронном аукционе сформирована в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе представлена в п. 2 Общих положений документации об электронном аукционе".
Таким образом, довод о том, что Заказчиком не дан конкретный ответ на запрос разъяснений аукционной документации, не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Приоритет Тольятти", ООО "Тольяттиэлектросервис", ООО "Промстройповолжье", ООО "Оптснаб", ООО "Пожспецмонтаж", ООО "Фирма Кобокс" необоснованными.
2. Признать жалобуРОО "Независимое содружество против коррупции" частично обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 13статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Члены Комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 апреля 2016 г. N 318-12171-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2016