Резолютивная часть решения оглашена
22.04.2016 г. г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС), рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ОАО "ВОЛГОЭНЕРГОПРОМСТРОЙПРОЕКТ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на корректировку проектно-сметной документации по проектированию наружных сетей и благоустройство прилегающей территории по объекту: "Проектирование и строительство катка с искусственным льдом в г.о. Новокуйбышевск" (извещение N 0142300013116000060),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ОАО "ВОЛГОЭНЕРГОПРОМСТРОЙПРОЕКТ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на корректировку проектно-сметной документации по проектированию наружных сетей и благоустройство прилегающей территории по объекту: "Проектирование и строительство катка с искусственным льдом в г.о. Новокуйбышевск" (извещение N 0142300013116000060) (далее - конкурс).
Указывает на то, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе и требований норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обращает внимание на то, что согласно техническому заданию (приложение N 1 к проекту контракта) конкурсной документации Заказчикам предметом корректировки, в том числе являются результаты изысканий: инженерно-геодезические изыскания:
- выполнить топографическую съемку застраиваемой территории в масштабе 1:500 с сечением рельефа горизонталями через 0,5 м, включая съемку надземных и подземных сооружений и коммуникаций, категория сложности 2-1,3 Га;
- геодезические работы, связанные с переносом в натуру и привязкой горных выработок, геофизических и других инженерных изысканий;
- инженерно-геологические изыскания: пробурить 116 п.м. скважин от 5 до 15 метров, лабораторные исследования состава и свойств грунтов и химического состава подземных и поверхностных вод, II категория сложности.
Указывает на то, что нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по организации инженерных изысканий выполняются на этапе архитектурно-строительного проектирования лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документацию
Считает, что вышеизложенные требования, предъявляемые к участникам конкурса, не соответствуют предмету выполняемых работ, поскольку изыскания могут выполнять только организации, имеющие соответствующий допуск СРО либо допуск на генподряд, конкурсная документация не содержит таких требований к участникам.
Указывает на то, что критерий оценки "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" в 40,65 раза превышает начальную (максимальную) цену контракта, в с связи с чем данный критерий нестоимостного характера нельзя признать сопоставимым по объему работ с предметом закупки. Установление вышеуказанного критерия оценки ставит участников закупки в неравные условия, что дает преимущества более крупным организациям.
Обращает внимание на то, что если в ранее проводимых торгах в ноябре 2014 года (извещение N 0142300013116000060), по результатам которых и выполнялась проектно-сметная документация, предлагаемая к корректировке, на выполнение проектно-сметной документации по благоустройству была заложена сумма - 500 172, 00 рублей, то в смете, определяющей объем работ по данному техническому заданию, эти работы не учтены.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать Заказчика внести изменения в конкурсную документацию, в случае наличия состава административного правонарушения привлечь к ответственности виновных лиц.
Представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об открытом конкурсе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (часть 3 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Довод Заявителя относительно того, что нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по организации инженерных изысканий выполняются на этапе архитектурно-строительного проектирования лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации. вышеизложенные требования (согласно техническому заданию (приложение N 1 к проекту контракта)), предъявляемые к участнику конкурса не соответствуют предмету выполняемых работ, поскольку изыскания могут выполнять только организации, имеющие соответствующий допуск СРО либо допуск на генподряд, конкурсная документация не содержит таких требований к участникам, Комиссия Самарского УФАС России признает обоснованным ввиду следующего
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Согласно техническому заданию (приложение N 1 к проекту контракта) аукционной документации предметом корректировки, в том числе являются результаты изысканий: инженерно-геодезические изыскания:
- выполнить топографическую съемку застраиваемой территории в масштабе 1:500 с сечением рельефа горизонталями через 0,5 м, включая съемку надземных и подземных сооружений и коммуникаций, категория сложности 2-1,3 Га;
- геодезические работы, связанные с переносом в натуру и привязкой горных выработок, геофизических и других инженерных изысканий;
- инженерно-геологические изыскания: пробурить 116 п.м. скважин от 5 до 15 метров, лабораторные исследования состава и свойств грунтов и химического состава подземных и поверхностных вод, II категория сложности.
В нарушение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе конкурсная документация Заказчика не содержит к участникам закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Довод Заявителя относительно того, что критерий оценки "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" в 40,65 раза превышает начальную (максимальную) цену контракта, в с связи с чем данный критерий нестоимостного характера нельзя признать сопоставимым по объему работ с предметом закупки, Комиссия Самарского УФАС России признает необоснованным.
Заказчиком в конкурсной документации согласно требованиям норм Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) установлены критерии оценки.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. В соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели и для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Доводы Заявителя о неправомерных действиях Заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (закупка N 0142300013116000060) не относятся к компетенции Самарского УФАС России.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерных действиях Заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта (закупка N 0142300013116000060) не подлежит рассмотрению в Самарском УФАС России.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Жалобу ОАО "ВОЛГОЭНЕРГОПРОМСТРОЙПРОЕКТ" признать частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Перенаправить жалобу ОАО "ВОЛГОЭНЕРГОПРОМСТРОЙПРОЕКТ" для рассмотрения по подведомственности в органы внутреннего муниципального финансового контроля.
4.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 22 апреля 2016 г. N 307-7653-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2016