Резолютивная часть оглашена
27.04.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Техпромснаб", ООО "Пожарная безопасность", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия МБУ "Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства" Волжского района Самарской области" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по капитальному ремонту здания МБУК культурно - досугового центра "Заволжье" в с. Рождествено муниципального района Волжский Самарской области (извещение N 0142300038316000052, начальная (максимальная) цена контракта - 24 863 045,29 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Техпромснаб", ООО "Пожарная безопасность", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по капитальному ремонту здания МБУК культурно - досугового центра "Заволжье" в с. Рождествено муниципального района Волжский Самарской области (извещение N 0142300038316000052, начальная (максимальная) цена контракта - 24 863 045,29 руб.).
Согласно доводам Заявителя ООО "Техпромснаб":
- Заказчиком не установлено, какому именно государственному стандарту должен соответствовать определенный товар, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставить указанные стандарты с товарами при заполнении заявки на участие в аукционе;
- Заказчиком в аукционной документации установлены требования к шурупам, которые при выполнении работ не используются;
- в аукционной документации Заказчика содержится Инструкция по составлению первой части заявки, которая носит противоречивый характер;
- пункты 65, 66, 67, 68, 69 технического задания аукционной документации противоречат инструкции по составлению первой части заявки и тем самым вводят в заблуждение участников закупки;
- Заказчик не предусмотрел запрет выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства N1457 от 29.12.2015.
Согласно доводам Заявителя ООО "Пожарная безопасность":
- Заказчик не предусмотрел запрет выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства N1457 от 29.12.2015;
- Заказчиком в пункте 10 технического задания аукционной документации требуется "Раствор кладочный", конкретные характеристики и свойства которого будут известны только после изготовления растворной смеси вместе с водой перед применением.
- в документации Заказчика отсутствует единица измерения в отношении глубины проникновения битума и диэлектрической проницаемости эмали.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ":
- Заказчик не предусмотрел запрет выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства N1457 от 29.12.2015;
- в проекте контракта Заказчика отсутствует формула расчета неустойки согласно постановлению Правительства N 1063.
Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителя ООО "Техпромснаб" Заказчиком не установлено, какому именно государственному стандарту должен соответствовать определенный товар, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставить указанные стандарты с товарами при заполнении заявки на участие в аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлено требование соответствия государственным стандартам товаров, либо работ.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Техпромснаб" Заказчиком в аукционной документации установлены требования к шурупам, которые при выполнении работ не используются.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 28 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Шурупы, тип 1. Шурупы из латуни или стали с полукруглой головкой с диаметром от 3,00 мм. до 6,00 мм.".
Согласно техническому заданию аукционной документации предусмотрено, что Диапазонные показатели сопровождаются словами "от" _ "до" _, даже при отсутствии слова диапазон, при этом крайние значения показателей входят в требуемый диапазон.
Согласно ответам на разъяснения положений аукционной документации от 22.04.2016 года и от 25.04.2016 года диапазонное значение предусматривает применение нескольких значений входящих в указываемый диапазон. Согласно инструкции, необходимо предоставить диапазонное значение.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Техпромснаб" в аукционной документации Заказчика содержится Инструкция по составлению первой части заявки аукционной документации, которая носит противоречивый характер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия Самарского УФАС России изучив Инструкцию по составлению первой части заявки аукционной документации приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об электронном аукционе надлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на оказание услуг по капитальному ремонту здания МБУК культурно - досугового центра "Заволжье" в с. Рождествено муниципального района Волжский Самарской области, поскольку последняя содержит однозначные и недвусмысленные требования к составу заявки и позволяет участникам закупки правильно подготовить и составить заявку.
Согласно доводам Заявителя ООО "Техпромснаб" пункты 65, 66, 67, 68, 69 технического задания аукционной документации противоречат инструкции по составлению первой части заявки и тем самым вводят в заблуждение участников закупки.
Пунктом 65 к техническому заданию аукционной документации требуется: "Решетки нерегулируемые, размер от 200х200 мм.".
В Локально ресурсном сметном расчете N РС - 02-01-01-к указано: "Решетки нерегулируемые марка РШ-150, размер 200х200 мм.".
Согласно техническому заданию аукционной документации предусмотрено, что Диапазонные показатели сопровождаются словами "от" _ "до" _, даже при отсутствии слова диапазон, при этом крайние значения показателей входят в требуемый диапазон.
Согласно ответам на разъяснения положений аукционной документации от 22.04.2016 года и от 25.04.2016 года диапазонное значение предусматривает применение нескольких значений входящих в указываемый диапазон. Согласно инструкции, необходимо предоставить диапазонное значение.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителей ООО "Техпромснаб", ООО "Пожарная безопасность", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" Заказчик не предусмотрел запрет выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства N1457 от 29.12.2015.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен запрет на "выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики с 1 января 2016 года.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в Извещении N 0142300038316000052 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по капитальному ремонту здания МБУК культурно - досугового центра "Заволжье" в с. Рождествено муниципального района Волжский Самарской области сведения об установлении указанного запрета отсутствуют.
На основании вышеизложенного, данный довод признается обоснованным.
Согласно доводам Заявителя ООО "Пожарная безопасность" Заказчиком в пункте 10 технического задания аукционной документации требуется "Раствор кладочный", конкретные характеристики и свойства которого будут известны только после изготовления растворной смеси вместе с водой перед применением.
Пунктом 10 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Раствор, тип 1. Должен применяться для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки_".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации, участникам необходимо указать конкретные значения показателей в соответствии с требованиями ГОСТ 28013-98.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, участникам закупки необходимо предоставить конкретные показатели применяемых материалов в соответствии с требованиями аукционной документации. Поставляемый раствор должен соответствовать требованиям аукционной документации при поступлении на место производственных работ. Отклонение от средней плотности и морозостойкости раствора должны соответствовать после его затвердевания.
Запросов разъяснений от участников аукциона по данному положению не поступало.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Пожарная безопасность" в документации Заказчика отсутствует единица измерения в отношении глубины проникновения битума и диэлектрической проницаемости эмали.
Пунктом 35 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Битумы, тип 1. Глубина проникновения иглы 0,1 мм."
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что единица измерения глубины проникновения иглы битума содержится в аукционной документации Заказчика.
Пунктом 60 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Эмаль. Диэлектрическая проницаемость эмали при рабочей вязкости 20-25 с. По вискозиметру В3-246 диаметром сопла 4 мм. И при температуре 20 _ 0,5 0С должна быть менее 12.
Как следует из пояснений Заказчика диэлектрическая проницаемость эмали является безразмерной величиной, в связи с чем в аукционной документации не установлена единица измерения.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" в проекте контракта Заказчика отсутствует формула расчета неустойки согласно постановлению Правительства N 1063.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила).
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что пунктом 9.4 раздела 9 "Ответственность сторон" проекта муниципального контракта предусмотрено, что 9.4. пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком. Пеня рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
РЕШИЛА:
1.Признать жалобы ООО "Техпромснаб", ООО "Пожарная безопасность", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" частично обоснованными.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 апреля 2016 г. N 340-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2016