Резолютивная часть оглашена
05.05.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание образовательных услуг дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) государственных гражданских служащих Самарской области, муниципальных служащих Самарской области (извещение N 0142200001316003907, начальная (максимальная) цена контракта 1 570 061,00 рублей) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание образовательных услуг дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) государственных гражданских служащих Самарской области, муниципальных служащих Самарской области (извещение N 0142200001316003907, начальная (максимальная) цена контракта 1 570 061,00 рублей).
Согласно доводам жалобы:
1. Конкурсная документация (извещение N 0142200001316003907) не содержит информацию, указанную в пункте 6 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, о возможности Заказчика заключить контракт, предусмотренный в части 10 статьи 34 Закона о контрактной системе, с несколькими участниками открытого конкурса.
2. В проекте контракта конкурсной документации не указано условие, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
3. В конкурсной документации описание объекта закупки не соответствуют части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в Техническом задании конкурсной документации не указаны максимальные и(или) минимальные значения показателей.
4. Также, конкурсная документация не содержит место получения конкурсной документации в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в конкурсной документации, предоставили письменные возражения на жалобу, в части мер ответственности просит рассмотреть возможность устранения нарушений на этапе заключения контракта.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота.
Согласно пункту 45 информационной карты конкурсной документации (извещение N 0142200001316003907) возможность заказчика заключать контракт с несколькими участниками закупки не предусмотрена.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Предметом Закупки является оказание образовательных услуг дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) государственных гражданских служащих Самарской области, муниципальных служащих Самарской области. Данный вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно пункту 26 Информационной карты конкурсной документации (извещение N 0142200001316003907) исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками в составе заявки в подтверждение соответствия требованиям частей 1,2 статьи 31 Закона о контрактной системе. Единые требования к участникам: Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в соответствии с п. 18 Приложения к Положению о лицензировании образовательной деятельности постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N966 и реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки в соответствии с п. 19 Приложения к Положению о лицензировании образовательной деятельности постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N966 либо наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности, полученной до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и соответствующей требованиям действующего законодательства с учетом положений статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 "Требования к участникам закупки" Технического задания закупки (извещение N 0142200001316003907) "наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации_".
Согласно части 2 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, лицензия на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации не может быть выдана физическому лицу, поэтому по данному основанию не может быть заключен контракт с физическим лицом.
Согласно вышеизложенным фактам, условие, предусмотренное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в проекте контракта закупки (извещение N 0142200001316003907) отсутствует.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В разделе 7 "Содержание услуг" Технического задания закупки (извещение N 0142200001316003907) указано конкретное количество часов обучения.
В соответствии с пунктом 2 частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию о согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Исходя из положений конкурсной документации в рамках оказания образовательных услуг, являющихся предметом закупки, не предполагается поставка товаров, следовательно, не требуется указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки.
На основании вышеизложенного, данный довод Комиссией Самарского УФАС России признается необоснованным.
4.Согласно пункту 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса указываются способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации.
Порядок взаимодействия органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для государственных нужд самарской области, и государственных заказчиков Самарской области, их подведомственных учреждений утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 30 декабря 2013 г. N 843 "Порядок взаимодействия органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг для государственных нужд самарской области, и государственных заказчиков Самарской области, их подведомственных учреждений" (далее - Порядок)
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка заказчики направляют в уполномоченный орган через автоматизированную информационную систему Самарской области "Автоматизированная информационная система государственного заказа Самарской области": заявку для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг в соответствии с Приложением 1 к Порядку; утвержденную конкурсную, аукционную документацию, документацию о проведении запроса предложений в части утвержденного технического задания, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, утвержденных требований к товарам, используемым при оказании услуг, выполнении работ, а также предлагаемым к поставке.
Согласно пункту 2.9 Постановления в случае соответствия заявки требованиям действующего законодательства, а также наличия в ней сведений и документов, предусмотренных пунктом 2.4 Постановления, уполномоченный орган размещает на официальном сайте извещение об осуществлении закупки в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее поступления.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в извещении N 0142200001316003907 не указано место предоставления конкурсной документации. Место нахождения Уполномоченного органа указано в информационной карте конкурсной документации, однако в конкурсной документации отсутствует указание на то, что конкурсная документация предоставляется по месту нахождения Уполномоченного органа.
Размещение извещения о проведении открытого конкурса осуществляет Уполномоченный орган, следовательно, Уполномоченным органом не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с тем, что установленные при рассмотрении жалоб нарушения Закона о контрактной системе не повлияли и не могли повлиять на результат осуществления закупок, Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Финансово-консалтинговая группа Развитие 2000" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении нарушения закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 мая 2016 г. N 345-12197-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2016