Резолютивная часть оглашена
12.05.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "СК "Атлант" на действия ФКОУ ВПО "Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту помещений 1-го этажа на загородной учебной базе с. Богдановка, Кинельского района (извещение N 0342100021516000041, начальная (максимальная) цена контракта - 4 800 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "СК "Атлант" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту помещений 1-го этажа на загородной учебной базе с. Богдановка, Кинельского района (извещение N 0342100021516000041, начальная (максимальная) цена контракта - 4 800 000,00 руб.).
Согласно доводам Заявителя ООО "СК "Атлант":
- заказчиком в техническом задании аукционной документации указаны недействующие ГОСТы 28457-90 (дюбели распорные полиэтиленовые), 9179-77 (известь строительная негашеная), что ограничивает возможность участников размещения заказа подать заявку на участие в электронном аукционе;
- заказчиком в аукционной документации допущено необъективное описание закупки в отношении электродов, горячекатаной арматурной стали;
- в пункте 71 "Профиль" приложения к техническому заданию аукционной документации указаны характеристики, которые не позволяют определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика;
- заказчиком в пункте 18 "Кислород" приложения к техническому заданию аукционной документации установлен показатель молекулярной массы менее 32, что не соответствует ГОСТ 5583-78;
- заказчиком установлены характеристики к "Очес льняной" приложения к техническому заданию аукционной документации, противоречащие ГОСТ Р 53486-2009;
- заказчиком в аукционной документации установлены требования в отношении гвоздей строительных, противоречащие ГОСТ 4028-63.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Заказчиком в техническом задании аукционной документации указаны недействующие ГОСТы 28457-90 (дюбели распорные полиэтиленовые), 9179-77 (известь строительная негашеная), что ограничивает возможность участников размещения заказа подать заявку на участие в электронном аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что заказчиком в пунктах 11, 24 приложения к техническому заданию аукционной документации указаны ГОСТ 28457-90, ГОСТ 9179-77, которые на момент публикации аукционной документации являются недействующими. Таким образом, аукционная документация Заказчика в указанной части не соответствует требованиям установленным Законом о контрактной системе.
2. Заказчиком в аукционной документации допущено необъективное описание закупки в отношении электродов, горячекатаной арматурной стали.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 44 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Электроды диаметром 4 мм Э42 по ГОСТ 9467-75. Применение сварка углеродистых и низколегированных конструкционных сталей, требования к металлу сварных швов по пластичности и ударной вязкости обычные или повышенные. Механические свойства металла шва или наплавленного металла временное сопротивление разрыву не менее 42 кгс/мм2, относительное удлинение более 16%, ударная вязкость не менее 8 кгсм/см2. Максимальное содержание в наплавленном металле серы, не более 0,04 %. Максимальное содержание в наплавленном металле фосфора, 0,04 %. Разность толщины покрытия в диаметрально противоположных участках электрода не должна превышать 0,3 мм. Линейный размер поры или шлакового включения не более 2,0 мм. Диаметр покрытия менее 15 мм. Длина зачищенного от покрытия конца не должна быть меньше 20 мм. Должен соответствовать ГОСТ".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 9467-75, ссылка на который содержится в аукционной документации электроды типа Э42 соответствуют обычной ударной вязкости, при этом заказчик в аукционной документации допускает возможность указания ударной вязкости как обычной так и повышенной.
Пунктом 30 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Электроды по ГОСТ 9467-75 из низкоуглеродистой или легированной или высоколегированной стали. Электроды типа Э42А. По толщине покрытия электроды должны быть типа М/С/Д/Г. Временное сопротивление металла шва разрыву должно быть не менее 42 мм, относительное удлинение не менее 18%, ударная вязкость не менее 8 кгс/мм2. Содержание фосфора в наплавляемом металле не более 0,04 %. По допустимым пространственным положениям сварки или наплавки электроды типа 1 или 2. Индекс максимальной рабочей температуры 1/2. Максимальная рабочая температура, при которой регламентированы показатели длительной прочности наплавленного металла и металла шва от 450 до 485 оС. Диаметр электрода 5 мм. Длина электрода 350-450 мм. Длина зачищенного от покрытия конца 25-30 мм. Разность толщины покрытия в диаметрально противоположных участках электрода не должна быть более 0,36 мм. Максимальный размер поры или шлакового включения не более 2 мм. Диаметр покрытия электрода более 4,5 мм. Должны соответствовать".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 9467-75,указанные характеристики относительного удлинения и ударной вязкости в аукционной документации соответствуют электродам типа Э42 и Э42А, в то время как заказчику требуются электроды типа Э42А.
Пунктом 15 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Необходима горячекатаная арматурная сталь по ГОСТ 5781-82 класса А-III(А400); А-VI (А600) для армирования железобетонных конструкций. Диаметр стержня 12 мм, сечение стержня не менее 1,131см2, масса не более 1,58 кг /м.п. (предельные отклонения не более +5%-6%)"
Вместе с тем, согласно ГОСТ 5781-82, ссылка на который содержится в аукционной документации при диаметре стержня 12 мм., сечении стержня 1,131 см2, масса 1 метра профиля составит 0,888 кг., однако аукционная документация заказчика допускает выбрать значение массы вплоть до 1,58 кг.
При вышеуказанных обстоятельствах, Заказчиком не соблюдены требования установленные пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 71 "Профиль" приложения к техническому заданию аукционной документации указаны характеристики, которые не позволяют определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика.
В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений о товарах, предлагаемых к использованию при выполнении работ аукционной документации в случае установления (определения) соответствующего минимального значения показателя товара (использованы слова "не менее", "от", "не ниже") участником закупки должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара равное или превышающее установленного минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности его значения (слов "не менее", "от", "не ниже").
Согласно пункту 71 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Профиль должен быть направляющий, из тонколистовой оцинкованной гальваническим методом стали согласно СП 55-101-2000, что гарантирует высокую адгезию цинка с черной сталью, толщина стальной ленты (штрипса) должна быть не менее 0,6 мм.".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что требуемый заказчиком показатель толщины стальной ленты входит в диапазон не менее 0,6 мм.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
4. Заказчиком в пункте 18 "Кислород" приложения к техническому заданию аукционной документации установлен показатель молекулярной массы менее 32, что не соответствует ГОСТ 5583-78, согласно которому молекулярная масса равна 31,9988.
Пунктом 18 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Кислород технический газообразный по ГОСТ 5583-78. Должен применяться для газопламенной обработки металлов и друтих технических целей. Должен выдерживать испытание на содержание щелочи. Молекулярная масса менее 32".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что согласно ГОСТ 5583-78 молекулярная масса (по международным атомным массам 1985 года) - 31,9988.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
5. Заказчиком установлены характеристики к "Очес льняной" приложения к техническому заданию аукционной документации, противоречащие ГОСТ Р 53486-2009.
Пунктом 32 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Очес льняной по ГОСТ Р 53486-2009 должен быть мягкий с массовой долей инкрустов более 2,0%, сорт 8-12 с нормальными допусками шишковатости более 2,4 баллов. Массовая доля костры и сорных примесей не более 10%".
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что показатели указанные в аукционной документации заказчика в отношении очеса льняного соответствуют ГОСТ Р 53486-2009.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
6. Заказчиком в аукционной документации установлены требования в отношении гвоздей строительных, противоречащие ГОСТ 4028-63.
Пунктом 61 приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Гвозди строительные по ГОСТ 4028 с плоской или конической (тип К, Т или ТП) головкой. Диаметр стержня от 1 мм до 2,5 мм. Длина не менее 16 мм. Высота головки не менее 0,6 мм. Отклонение от соосности головки относительно стержня не должно быть более 0,3 мм. Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 0,7 мм. Масса 10000 гвоздей не менее 0,85 кг.".
Согласно пояснениям заказчика при составлении аукционной документации произошла техническая ошибка в отношении массы гвоздей, вместо 10000 гвоздей следует считать 1000.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также Комиссией Самарского УФАС России установлено, что на участие в данном аукционе получено 11 аукционных заявок, 7 заявок допущено, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников аукциона.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СК "Атлант" частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 , пункта 2 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении нарушения закона о контрактной системе не выдавать.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 мая 2016 г. N 363-11322-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2016