Резолютивная часть оглашена
19.05.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "Средняя Волга" на действия Муниципального казенного учреждения городского округа Тольятти "Центр хозяйственно-транспортного обеспечения" (далее - организатор торгов) при проведении открытых конкурсов на поставку:
- соковой продукции (извещение N 0842300004016000090, начальная (максимальная) цена контракта - 5 653 492,00 рублей) (далее - Закупка),
- рыбы (извещение N 0842300004016000091, начальная (максимальная) цена контракта - 14 156 253,00 рублей),
- рыбы (извещение N 0842300004016000092, начальная (максимальная) цена контракта - 14 619 347,00 рублей),
- овощей и фруктов (извещение N 0842300004016000105, начальная (максимальная) цена контракта - 18 975 549,00 рублей),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Средняя Волга" на действия организатора торгов при проведении открытых конкурсов на поставку:
- соковой продукции (извещение N 0842300004016000090, начальная (максимальная) цена контракта - 5 653 492,00 рублей) (далее - Закупка),
- рыбы (извещение N 0842300004016000091, начальная (максимальная) цена контракта - 14 156 253,00 рублей),
- рыбы (извещение N 0842300004016000092, начальная (максимальная) цена контракта - 14 619 347,00 рублей),
- овощей и фруктов (извещение N 0842300004016000105, начальная (максимальная) цена контракта - 18 975 549,00 рублей).
Согласно доводам Заявителя:
1. Заказчик в конкурсных документациях не установил запрет выполнения отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1457 от 29.12.2015 года.
2. Заказчиком в конкурсных документациях неправомерно установлен порядок оценки заявок участников.
Заявитель просит признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсные документации.
Представители организатора торгов просят в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений в конкурсных документациях, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, конкурсную документацию и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен запрет на "выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики с 1 января 2016 года.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что закупки, согласно извещениям 0842300004016000090, 0842300004016000091, 0842300004016000092, 0842300004016000105 проводятся на поставку товаров. Таким образом, запрет согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 года в данном случае не предусмотрен.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
2. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно приложения 1 к части III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлены Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Критерии |
Значимость критерия, % |
Показатели критерия |
Значимость показателя, баллы |
Описание показателя и порядок оценки |
Цена контракта |
70 |
нет |
нет |
Порядок оценки указан в Приложении 1 к таблице "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 |
Наименование показателей: |
|
|
1) Деловая репутация участника закупки |
50 |
Описание показателя, раскрывающее содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающее особенности оценки закупаемого товара по нестоимостному критерию оценки, порядок оценки указаны в Приложении 2 к таблице "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" |
||
2) Наличие у участника конкурса собственных и (или) арендованных (лизинг) на срок исполнения контракта специально предназначенных или специально оборудованных для транспортировки пищевых продуктов автотранспортных средств |
10 |
Описание показателя, раскрывающее содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающее особенности оценки закупаемого товара по нестоимостному критерию оценки, порядок оценки указаны в Приложении 3 к таблице "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" |
||
3) Наличие у участника закупки финансовых ресурсов |
40 |
Описание показателя, раскрывающее содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающее особенности оценки закупаемого товара по нестоимостному критерию оценки, порядок оценки указаны в Приложении 4 к таблице "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" |
||
Итого: |
100 |
|
100 |
|
Оценка заявок участников закупки осуществляется в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Указанные критерии не являются требованиями к участникам закупки в понимании статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно, не предоставление документов, подтверждающих квалификацию участников конкурса не повлечет за собой отклонение заявки участника от участия в конкурсах.
Вместе с тем, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель не представил доказательств ограничения количества участников закупки при проведении конкурсов с ограниченным участием.
Согласно доводам Заявителя организатор торгов незаконно установил требования к наличию заверенных страховой компанией копий полисов ОСАГО, а также наличие самих полисов ОСАГО, которые не имеют отношение к предмету контракта.
Приложением N 3 к таблице "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации предусмотрен порядок оценки критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", согласно которому по показателю "Наличие у участника конкурса собственных и (или) арендованных (лизинг) на срок исполнения контракта специально предназначенных или специально оборудованных для транспортировки пищевых продуктов автотранспортных средств" оцениваются представленные участником закупки сведения о количестве собственных и (или) арендованных (лизинг) на срок исполнения контракта специально предназначенных или специально оборудованных для транспортировки пищевых продуктов автотранспортных средств.
Представленные сведения могут быть по усмотрению участника закупки подтверждены посредством представления в составе документов, входящих в заявку на участие в конкурсе, копий инвентарных карточек учета основных средств, копий технических паспортов, копий договоров аренды (лизинга) специально предназначенных или специально оборудованных для транспортировки пищевых продуктов автотранспортных средств, а также заверенных страховой компанией копий полисов ОСАГО на каждый автомобиль.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием отказа в допуске к участию в конкурсе, при этом участникам закупки следует принять к сведению, что оценке по настоящему показателю подлежат только те сведения, в отношении которых в составе заявки на участие в конкурсе представлены подтверждающие документы.
В случае отсутствия в составе заявки участника вышеуказанных копий документов участник конкурса по этому показателю получает 0 баллов.
Как следует из пояснений организатора торгов, пунктом 3.2 статьи 30 Федерального закона от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" по запросам в письменной форме граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления профессиональным объединением страховщиков в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса предоставляются сведения об обязательном страховании, не содержащие персональных данных. В связи с чем, в конкурсной документации установлено требование о предоставлении заверенных страховой компанией копий полисов ОСАГО на каждый автомобиль.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Также Заявитель считает, что указанные в конкурсной документации критерии опыта не учитывают выполнение работ в 2016 году, что является необоснованным ограничением участников.
Согласно приложению N 2 к таблице "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации установлено, что по показателю "Деловая репутация участника закупки" оцениваются представленные участником закупки сведения о количестве успешно выполненных государственных, муниципальных контрактов/договоров с бюджетными учреждениями в части поставки продуктов питания и оказания услуг общественного питания, без применения штрафных санкций и расторжения контрактов/договоров в одностороннем порядке, за период 2014-2015 гг.
Как следует из пояснений организатора торгов, показатели "Деловая репутация участника закупки" установлены в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085.
Сведения о количестве успешно выполненных государственных, муниципальных контрактов/договоров с бюджетными учреждениями в части поставки продуктов питания и оказания услуг общественного питания, без применения штрафных санкций и расторжения контрактов/договоров в одностороннем порядке, за период 2014-2015 гг. установлены для возможности участия в конкурсе недавно работающих в данной сфере организаций и компаний, чтобы не ограничить круг участников закупки.
Сведения о количестве успешно выполненных государственных, муниципальных контрактов/договоров с бюджетными учреждениями в части поставки продуктов питания и оказания услуг общественного питания, без применения штрафных санкций и расторжения контрактов/договоров в одностороннем порядке за 2016 год не включены в период, в связи с тем, что исходя из положений 12 статьи Бюджетного кодекса финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Отзывы жалоб ООО "Средняя Волга" на действия организатора торгов по закупкам 0842300004016000090, 0842300004016000091, 0842300004016000092, поступили после рассмотрения жалоб по существу.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Средняя Волга" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 мая 2016 г. N 411-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016