Резолютивная часть оглашена
18.05.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия МБУ ""Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства" Волжского района Самарской области" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по капитальному ремонту здания ГБОУ Самарской области средней общеобразовательной школы "Образовательный центр" с. Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области (извещение N 0142300038316000053, начальная (максимальная) цена контракта - 67 688 329,69 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по капитальному ремонту здания ГБОУ Самарской области средней общеобразовательной школы "Образовательный центр" с. Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области (извещение N 0142300038316000053, начальная (максимальная) цена контракта - 67 688 329,69 руб.).
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ":
- в документации Заказчика не установлена ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- аукционная документация не содержит проектную документацию, что, по мнению заявителя, нарушает права участников закупки на ознакомление с проектной документацией и надлежащее оформление заявок на участие в аукционе;
- Заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ (гвозди, ветошь, мастика, древесина, щебень);
- Заказчиком не установлено, какому именно государственному стандарту должен соответствовать определенный товар.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводам Заявителя в документации Заказчика не установлена ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в пункте 3.3.18. проекта муниципального контракта аукционной документации предусмотрено, что подрядчик при исполнении настоящего Контракта обязан привлечь к его исполнению субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Субподрядчики), имеющих в случаях, предусмотренных действующим законодательством, свидетельства, выданные саморегулируемой организацией, о допуске к работам, выполняемым по договорам субподряда. Общий объем работ, выполняемый привлекаемыми Субподрядчиками в денежном выражении, должен составлять 20% (двадцати процентов) от цены Контракта.
Аналогичное требование установлено пунктом 7 раздела "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Пунктом 9.6. проекта муниципального контракта аукционной документации установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующими законами РФ. Виновная сторона возмещает другой стороне понесенные убытки.
Пунктом 9.6.2. проекта муниципального контракта аукционной документации определено, что Подрядчик несет ответственность за неисполнение п. 3.3.18 настоящего Контракта и непредставление указанной информации в п. 3.3.11. Контракта в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Договора, заключенного с соисполнителем, субподрядчиком.
Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлена ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы аукционная документация не содержит проектную документацию, что, по мнению заявителя, нарушает права участников закупки на ознакомление с проектной документацией и надлежащее оформление заявок на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В составе аукционной документации содержится техническое задание, а также локальные ресурсные сметные расчеты с перечнем работ, подлежащих выполнению по контракту, и материалов, используемых при выполнении работ.
Согласно техническому заданию участнику закупки в ходе исполнения муниципального контракта необходимо выполнить общестроительные, а также отделочные работы, в частности предусмотрены благоустройство, ограждение территорий школы, усиление фундамента и устройства полов, электроснабжение, пожарная сигнализация, ремонт внутренней системы отопления, водоснабжение, канализация, водопровод, теплотрассы, пожарный трубопровод, вентиляция.
Заявитель в жалобе ссылается на часть 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, согласно которой строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, в данном случае предметом муниципального контракта, согласно сметной документации, является выполнение общестроительных, а также отделочных работ (текущий ремонт).
Заявитель, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, надлежащих доказательств, подтверждающих обратное не представил.
Таким образом, в данном случае по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
3. Согласно доводам Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ (гвозди, ветошь, мастика, древесина, щебень).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Согласно доводам Заявителя Заказчиком не установлено, какому именно государственному стандарту должен соответствовать определенный товар.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлено требование соответствия государственным стандартам товаров, либо работ.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 мая 2016 г. N 387-12181-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2016