Резолютивная часть оглашена
14.06.2016 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: Заместителя председателя комиссии - заместителя руководителя Самарского УФАС России А.Р. Баженова, специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства в сфере естественных монополий и электроэнергетики Самарского УФАС России А.А. Мананникова, специалиста-эксперта контроля закупок Самарского УФАС России И.И. Таран,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ИП Филатовой Т.В. на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения в городском округе Кинель Самарской области (извещение N 0842200002116000089, начальная (максимальная) цена контракта - 89792581, 49 рублей),
в присутствии представителей: от Заказчика- Романовой И.В., Романовой О.А. (доверенность), от Уполномоченного органа - Смеловой М.Б. (доверенность), от Заявителя - не явились, извещены, явку представителя не обеспечили,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ИП Филатовой Т.В. на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог местного значения в городском округе Кинель Самарской области (извещение N 0842200002116000089, начальная (максимальная) цена контракта - 89792581, 49 рублей).
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы Заявителя отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная системе в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
1) Согласно доводам жалобы ИП Филатовой Т.В. аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований норм Закона о контрактной системе, а именно в соответствии с требованиями Общих положений аукционной документации и и п. 6.9.1 ч. 6 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" срок действия банковской гарантии должен быть определен в течение срока действия муниципального контракта плюс шесть календарных месяцев с момента окончания срока действия муниципального контракта. Соответственно победитель может представить гарантию, например, со сроком действия до 01.02.2018 г. (поскольку по п. 15.1 проекта контракта срок действия до 31.12.2017 г.), но Заказчик установил более длительный срок, нарушив требования статей 96, 64 Закона о контрактной системе.
2) Заявитель также указывает на то, что проект контракта содержит незаконные положения, а именно пункт 9.3: "Если, по мнению сторон, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно настоящему Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия". Данное положение противоречит требованиям статьи 95 Закона о контрактной системе.
1) В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10.2 проекта муниципального контракта в случае предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в форме банковской гарантии срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 6.9.1 ч. 6 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" срок действия банковской гарантии должен быть определен в течение срока действия муниципального контракта плюс шесть календарных месяцев с момента окончания срока действия муниципального контракта.
Согласно пункту 10.5 проекта муниципального контракта в случае, если по каким-либо причинам, обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, окончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать выполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 3 рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере.
Согласно п. 15.1 статьи 15 "Срок действия контракта" проекта муниципального контракта контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2017 г..".
Заказчиком во исполнение требований статьи 96 Закона о контрактной системе, данное требование исполнено, а именно указано обеспечение исполнения обязательств по контракту.
В настоящее время конечный срок действия банковской гарантии нормативно не установлен. Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств закупки, возможных сдвигов сроков выполнения сторонами обязательств по контракту по предусмотренным законом основаниям, нарушений норм закона о Контрактной системе в действиях Заказчика не усматривается.
В связи с изложенным, довод Заявителя несостоятелен.
2) Согласно пункту 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 9 "Форс-мажор" проекта муниципального контракта "если в результате обстоятельств непреодолимой силы результатам работ был нанесен значительный, по мнению одной из Сторон, ущерб, то эта Сторона обязана уведомить об этом другую в 10-дневный срок, после чего Стороны обязаны обсудить целесообразность дальнейшего продолжения работ и (или) заключить дополнительное соглашение с обязательным указанием новых сроков, порядка ведения и стоимости работ, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью настоящего Контракта, либо инициировать процедуру расторжения Контракта. Свидетельство соответствующего компетентного органа является надлежащим доказательством наступления форс-мажорных обстоятельств.
Согласно пункту 9.3 статьи 9 "Форс-мажор" проекта муниципального контракта если, по мнению Сторон, работы могут быть продолжены в порядке, действовавшем согласно настоящему Контракту до начала действия обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по настоящему Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что пункты 9.2 и 9.3 статьи 9 проекта муниципального контракта не противоречат требованиям статьи 95 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Филатовой Т.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.Р. Баженов
Члены комиссии: А.А. Мананников
И.И. Таран
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 июня 2016 г. N 548-12229-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2016