Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
05.07.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "АВМ СТРОЙ-А", ООО "Приоритет Тольятти" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Гайдара в городском округе Отрадный Самарской области (извещение N0142300025916000108, начальная (максимальная) цена контракта - 4 712 588,54 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступилижалобыООО "АВМ СТРОЙ-А", ООО "Приоритет Тольятти" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Гайдара в городском округе Отрадный Самарской области (извещение N0142300025916000108) (далее - аукцион).
Заявители считают решение аукционной комиссии об отказе ООО "АВМ СТРОЙ-А", ООО "Приоритет Тольятти" (заявки N7,8) в допуске к участию в аукционе неправомерным, поскольку заявки поданы в соответствии с требованиями аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобы обоснованными, отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
ПредставителиЗаказчика, Уполномоченного органапротив доводов Заявителя возражали, указывая на правомерность принятогорешения, просили отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, заявки участников, протоколы и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указаниена товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или оботказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссией Самарского УФАС установлено, что заявке ООО"АВМ СТРОЙ-А"отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: В заявке "Щебень из природного камня для строительных работ. Страна происхождения товара Россия Марка по дробимости 400. Фракция щебня, мм: 15 мм." в заявке "Щебень из природного камня для строительных работ марка 800. Страна происхождения товара Россия. Фракция щебня, мм: 7 мм, 15 мм, 30 мм, 50 мм" фракция щебня состоит из одного показателя, что не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93, так как должна содержать диапазонный показатель, в техническом задании Щебень из природного камня для строительных работ Фракция щебня, мм: от 5 мм до 10 мм; св. 10 мм до 20 мм; св. 20 мм до 40 мм; св. 40 мм до 80 мм." и "Щебень из природного камня для строительных работ марка 800, фракция 5(3)-10 мм".
Заказчиком в аукционной документации установлены требования: "Щебень должен быть из осадочных и метаморфических пород или из изверженных пород. Марка по дробимости не более 800. Фракция щебня, мм: от 5 мм до 10 мм, св. 10 мм до 20 мм, св. 20 мм до 40 мм, св. 40 мм до 80 мм".
ООО "АВМ СТРОЙ-А" в заявке, поданной на участие в электронном аукционе, предложено: "Щебень из природного камня для строительных работ марка 800. "_" Фракция щебня, мм: 7 мм, 15 мм, 30 мм, 50 мм".
Согласно Инструкции по заполнению заявок (далее - Инструкция) в случае указания значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон _" участник закупки должен указать именно диапазон значений, в иных случаях по общему правилу указывается конкретный показатель.
Однако в Техническом задании данный материал не сопровождается термином "диапазон", следовательно, указание конкретного значения показателя для указанного материала не противоречит Инструкции и Техническому заданию Заказчика.
На основании вышеизложенного, данный довод Комиссией Самарского УФАС России признается обоснованным.
Заказчику требуется "_" Средняя плотность зерен щебня должна быть от 2,0 до 3,0 г/см".
Участником предложено: "" Средняя плотность зерен щебня2,78 г/см".
Согласно Инструкции в случае указания значений показателей, сопровождающихся словами: "диапазон _" участник закупки должен указать именно диапазон значений, в иных случаях по общему правилу указывается конкретный показатель.
Однако в Техническом задании данный материал не сопровождается термином "диапазон", следовательно, указание конкретного значения показателя для указанного материала не противоречит Инструкции и Техническому заданию Заказчика.
Таким образом, жалоба ООО "АВМ СТРОЙ-А" признается обоснованной.
2. Комиссией Самарского УФАС установлено, что заявке ООО "Приоритет Тольятти"отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: В заявке "Семена газонных трав (смесь). На один килограмм газонной смеси входят следующие четыре вида трав: тимофеевка и кострец безостый 350 гр., райграс однолетний 270 гр., донник желтый и тимофеевка 400 гр., кострец безостый 400, тимофеевки, 120 гр." предоставлена недостоверная информация по составу трав, так как смесь трав не равна одному килограмму, при этом по отдельности кострец безостый 400 и тимофеевки, 120 гр. не дают массусмесь тимофеевка и кострец безостый 350 гр., требование технического задания "Семена газонных трав (смесь) На один килограмм газонной смеси входят следующие четыре вида трав: тимофеевка и кострец безостый 350-450 гр., райграс однолетний 270 гр., донник желтый и тимофеевка 350-450 гр., кострец безостый не более 440, но не менее тимофеевки, которой 100-130гр".
Доводы ООО "Приоритет Тольятти" в отношении неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе по пункту "Семена газонных трав (смесь)"заявки ООО "Приоритет Тольятти" проверены Комиссией Самарского УФАС России в полном объеме, указанная в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.06.2016 года аргументация членов аукционной комиссии относительно мотивов отказа в допуске обоснована и соответствует действительности, в связи с чем, оснований для пересмотра решения аукционной комиссии нет.
Учитывая изложенные обстоятельства, аукционная комиссия правомерно отказала ООО "Приоритет Тольятти" в допуске к участию в аукционе.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Самарского УФАС России так же установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В пункте "Семена газонных трав (смесь)" Заказчиком установлены следующие требования: "Семена газонных трав (смесь) класса ОС, ЭС или РС устойчивых к вымоканию, выпреванию. На один килограмм газонной смеси входят следующие четыре вида трав: тимофеевка и кострец безостый 350-450 гр., райграсоднолетний 270 гр., донник желтый и тимофеевка 350-450 гр., кострец безостый не более 440, но не менеетимофеевки, которой 100-130 гр. Не всхожесть семян райграс однолетний, тимофеевки, кострец безостый до20%.Смесь семян могут поставляться как в одной упаковке, так и на развес".
По мнению Комиссии Самарского УФАС России указанное описание предмета закупки не является объективным, так как не основано на стандартах, нормативах, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Данная харатеристика сложна для понимания и вводит участников закупки в заблуждение при определении потребностей Заказчика.
Таким образом, Заказчиком установлены нестандартные требования к товарам. Вместе с тем, обоснование использования нестандартных показателей, вопреки пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в аукционной документации отсутствует.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.06.2016 по данному пункту Технического задания аукционной документации отказано в допуске к участию в аукционе участникам с номерами заявок 4,5,6,8,9. Причем участникам, с номерами заявок 6,8,9 отказано в допуске на участие в электронном аукционе только по основанию "Семена газонных трав (смесь)".
Только два участникадопущен к участию в электронном аукционе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВМ СТРОЙ-А" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Приоритет Тольятти" необоснованной.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
6. Передать материалы жалоб должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопросов о возбуждении административных производствпо ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июля 2016 г. N 650-12349-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016