Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на устройство и перенос остановок общественного транспорта на территории городского округа Тольятти (извещение N0842300004016000250).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на устройство и перенос остановок общественного транспорта на территории городского округа Тольятти (извещение N0842300004016000250).
Согласно доводам Заявителя ООО "Стройинвест" Заказчиком составленааукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
ПредставительЗаказчикапросит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная системе в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1) Заявитель считает, что документация Заказчика, а именно пункт 10.1 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (30% (тридцать процентов) от начальной (максимальной) цены контракта), который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может. Однако Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи ее снижения.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Заказчиком во исполнение указанной нормы, данное требование исполнено, а именно в п.8.18 проекта контракта:
Размер обеспечения исполнения контракта, срок, порядок его предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта |
Сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере: 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 10 195 470,21 рублей. Срок предоставления: в соответствии с п. 6.1.2. частиII "Общие условия проведения электронного аукциона" настоящей документации. Порядок предоставления указанного обеспечения: в соответствии с разделом 6.2 части II "Общие условия проведения электронного аукциона" настоящей документации. Требования к обеспечению исполнения контракта: в соответствии с разделом 6.2 частиII "Общие условия проведения электронного аукциона" настоящей документации. |
Пп. 10.2 проекта контракта предусмотрено: "Размер обеспечения исполнения контракта может быть изменен Заказчиком при заключении настоящего контракта, в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пп. 6.2.16 проекта контракта "При проведении аукциона предусматривается повышенный размер обеспечения в случае, когда при начальной (максимальной) цене контракта более 15 млн. руб. участник аукциона снижает ее на 25 процентов и более. В данном случае контракт заключается с победителем аукциона только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом".
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика указывать в проекте контракта обеспечение исполнения контракта уже с учетом положений об антидемпинговых мерах. Обеспечение исполнения контракта в случае уменьшения начальной (максимальной) цены на двадцать пять и более процентов, предоставляются заказчику в силу положений Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя необоснован.
2) Заявитель считает, что установление следующих условий в проекте контракта неправомерно:
"11.2. Заказчик имеет право во внесудебном порядке самостоятельно обратить взыскание на предоставленное по настоящему контракту обеспечение, предъявленное Подрядчиком в виде внесения денежных средств, в следующих случаях:
11.2.1. В случае просрочки исполнения обязательств по настоящему контракту более чем на 5 (пять) рабочих дней.
11.2.2. В случае неуплаты в добровольном порядке штрафных санкций, предъявленных Подрядчику в соответствии с разделом 5 настоящего контракта.
11.3. В случае если Подрядчик предоставил обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту в виде банковской гарантии, в банковскую гарантию включается условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Однако данное требование не противоречит положениям Гражданского кодекса, а также Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
На основании изложенного довод Заявителя несостоятелен.
3) Заявитель считает, что Заказчик не предусмотрел в требовании к "поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства_о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства_"что участник закупки сам будет являться субъектом малого предпринимательства, тем самым нарушая его права.
Согласно п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
При этом положения законодательства о контрактной системе не устанавливают ограничения для участия субъектов малого предпринимательства, в случае если Заказчиком установлено требование в соответствии с частью 5 статьи 30 закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае, если победитель определения поставщика с установленным в извещении об осуществлении закупки требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, за ним также сохраняется обязанность по привлечению субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном условиями контракта.
В связи с изложенным довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Стройинвест"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 июля 2016 г. N 672-6506-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016