Резолютивная часть оглашена
21.07.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Стройинвест" на действия ФГБУ "Управление мелиорации земель Сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по реконструкции объекта: "Спасская оросительная система (реконструкция 1-й очереди), Самарская область". Аванкамера ГНС и магистральный канал МК-1 (извещение N 0342100002516000020, начальная (максимальная) цена контракта - 93 405 800,00 руб.) (далее-Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по реконструкции объекта: "Спасская оросительная система (реконструкция 1-й очереди), Самарская область". Аванкамера ГНС и магистральный канал МК-1 (извещение N 0342100002516000020, начальная (максимальная) цена контракта - 93 405 800,00 руб.).
Согласно доводам Заявителя:
- в извещении о проведении электронного аукциона установлена дата и время окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки;
- в аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации;
- установление требования: "Оплата по контракту осуществляет в течение 180 календарных со дня приемки выполненных работ на основании подписанного Заказчиком актов о приемке выполненных работ" содержит коррупционную составляющую;
- Заказчиком нарушен порядок внесения изменений в аукционную документацию.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводам Заявителя в извещении о проведении электронного аукциона установлена дата и время окончания срока подачи заявок, которые приходятся на нерабочий день, что ограничивает круг участников закупки.
В соответствие с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе в целях Закона о контрактной системе под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствие с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствие с подпунктом "б" пункта 2.1 раздела II "Требования к электронным площадкам" Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 23.07.2015 N 495, открытый доступ к электронной площадке через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также функционирование электронной площадки в режиме круглосуточной непрерывной работы в течение семи дней в неделю, за исключением времени проведения профилактических работ или технического сбоя в работе электронной площадки в результате действий третьих лиц, препятствующих функционированию электронной площадки.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом в соответствии со статьей 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия и это действие должно быть совершено в организации, срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, однако письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Комиссией Самарского УФАС России УФАС России установлено, что извещение о проведении аукциона в электронной форме (извещение N 0342100002516000020) опубликовано Заказчиком в соответствие с требованиями части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не предусматривает возможности изменения сроков, в зависимости от категории дня.
Субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность подать заявку на участие в аукционе, в том числе и в выходные (праздничные) дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции, и доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников закупки время, в том числе в выходные (праздничные) дни.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений требований части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, в части установления даты и времени срока окончания подачи заявок от участников закупки, приходящегося на нерабочий день, не установлено.
2. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 2.2.3. документации об электронном аукционе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в п. 2.2.1. запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 25 Информационной карты электронного аукциона предусмотрен порядок даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, согласно которому участник закупки вправе направить не более трех запросов о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (ЗАО "Сбербанк - АСТ") не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса Заказчик размещает на официальном сайте в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос.
При этом документация об электронном аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам Заявителя, установление требования: "Оплата по контракту осуществляется в течение 180 календарных со дня приемки выполненных работ на основании подписанного Заказчиком актов о приемке выполненных работ" содержит коррупционную составляющую.
Согласно пункту 4.4 проекта контракта оплата по настоящему Контракту осуществляется в течение 180 календарных со дня приемки выполненных работ на основании подписанного Заказчиком актов о приемке выполненных работ. Обязательства Заказчика по оплате выполненных работ считаются выполненными в день списания денежных средств со счетов Заказчика.
Заказчиком установил в соответствии с требованиями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе срок выполнения работ, предусмотрев уменьшение риска нарушения сроков оплаты, с учетом порядка финансирования и иных конкретных обстоятельств закупки.
На основании изложенного довод Заявителя несостоятелен.
4. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком нарушен порядок внесения изменений в аукционную документацию.
Действие Положения, утвержденного Постановлением N 913 регламентировано пунктом 1 данного Положения "Утвердить прилагаемое Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию". В соответствии с приказом Федерального казначейства Российской Федерации от 22.12.2015 года N 354 "О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" с 01.01.2016 года введена в эксплуатацию единая информационная система.
ФГБУ "Управление мелиорации земель Сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" при внесении изменений в документацию об аукционе действовало в соответствии с требованиями части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного довод Заявителя несостоятелен.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 июля 2016 г. N 732-6506-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2016