Резолютивная часть оглашена
25.07.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалоба ООО "Зодчий" на действия ГКУ СО "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Проектирование и строительство крытого катка с искусственным льдом в г. Чапаевске" (извещение N 0142200001316007583, начальная (максимальная) цена контракта - 7 816 304,95 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Зодчий" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Проектирование и строительство крытого катка с искусственным льдом в г. Чапаевске" (извещение N 0142200001316007583, начальная (максимальная) цена контракта - 7 816 304,95 руб.).
Согласно доводам Заявителя:
1. В нарушение пункта 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не указаны качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
2. В конкурсной документации Заказчика установлены избыточные требования к составлению заявки на участие в конкурсе.
3. Заказчик в техническом задании конкурсной документации не установил конкретный перечень законодательных актов, которым должны соответствовать результаты работ.
Представители Заказчика, уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в конкурсной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, конкурсную документацию и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводам Заявителя, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчиком в конкурсной документации не указаны качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цену контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), в пункте 3 которых закреплено, что оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Этим же пунктом Правил для применения введены следующие термины:
значимость критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, выраженный в процентах;
коэффициент значимости критерия оценки - вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, деленный на 100;
рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки - оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
При этом в соответствии с письмом Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 года "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в отношении нестоимостных критериев в конкурсной документации на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Проектирование и строительство крытого катка с искусственным льдом в г. Чапаевске" указан закрытый перечень видов оцениваемых сведений, а также шкала баллов по каждому показателю. В таблице N1 Приложения к предложению участника конкурсной документации в отношении каждого вида сведений раскрывается состав документов, которые участники закупки вправе представить в составе своей заявки.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
2. В конкурсной документации Заказчика установлены избыточные требования к составлению заявки на участие в конкурсе.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе
В качестве нестоимостного критерия оценки заявок в конкурсной документации (извещение N 0142200001316007583) применяется квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с таблицей N2 приложения к предложению участников в отношении объекта закупки конкурсной документации для определения показателя используется общая стоимость (в рублях) выполненных и оплаченных работ по предмету закупки (выполнение проектно-изыскательских работ, включая корректировку проектной документации, авторский надзор), в соответствии с государственными (муниципальными) контрактами, которые были заключены в 2012-2015 годах.
В составе конкурсной заявки участник закупки представляет копии государственных (муниципальных) контрактов по каждому объекту, стоимость работ по которому учитывается для присуждения баллов.
Не представление копий контрактов не является основанием для отклонения заявки участника конкурса.
В этом случае участнику конкурса по данному показателю присваивается 0 баллов.
Таким образом, если участник закупки не представляет в составе конкурсной заявки копии государственных (муниципальных) контрактов по каждому объекту, то это не влечет отклонение заявки по указанному основанию.
На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.
3. Согласно доводам Заявителя Заказчик в техническом задании конкурсной документации не установил конкретный перечень законодательных актов, которым должны соответствовать результаты работ.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Как следует из письменных возражений Уполномоченного органа, в случае проведения закупки на поставку товаров, производство строительных работ в которых используются строительные материалы, в описании объекта закупки содержатся показатели, позволяющие определить соответствие товаров, работ, услуг установленным требованиям, в том числе ссылки на ГОСТы, СНиПы, технических регламенты. В рассматриваемой закупке речь идет о проектно-изыскательских работах, при подаче заявок указание конкретных значений не требуется.
Вместе с тем, Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлено требование соответствия государственным стандартам товаров, либо работ.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Зодчий" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 июля 2016 г. N 740-12273-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2016