Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок П.М. Корнюшина,
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
при участии представителя УСД в Брянской области: С.А. Киселева,
в отсутствие представителей САО "ВСК" (Брянский филиал), уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/14150 от 11.04.2016,
рассмотрев жалобу САО "ВСК" (Брянский филиал) (далее - Заявитель) на действия УСД в Брянской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средства (Закупка N0127100007716000101) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/14150 от 11.04.2016, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в признании заявки ОАО "АльфаСтрахование" соответствующей требованиям аукционной документации, так как ОАО "АльфаСтрахование" предложена цена контракта с нарушением порядка применения страховых тарифов и/или коэффициентов страховых тарифов.
В силу п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.3 и ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений которые должна содержать первая и вторая часть заявки на участие в аукционе соответственно.
Согласно ч.6.1 ст.66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.3 и ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0127100007716000101 от 31.03.2016 заявки САО "ВСК", ЗАО "МАСК" и ОАО "АльфаСтрахование" признаны соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Победителем электронного аукциона признано ОАО "АльфаСтрахование", предложившее цену контракта 226 336,58 руб.
Согласно доводам жалобы, аукционная комиссия Заказчика должна отклонить заявку ОАО "АльфаСтрахование", так как предложение по цене контракта не соответствует Указанию Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Указание N3384-У).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что аукционной комиссией Заказчика рассмотрены вторые части заявок участников закупки в соответствии с требованиями аукционной документации и положениями ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении аукционной комиссии Заказчика Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе, а также документов и сведений, свидетельствующих о том, что заявка ОАО "АльфаСтрахование" не соответствует требованиям аукционной документации, а также положениям ч.3 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
На основании ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В силу с ч.4 ст.68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном ст. 68 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказание услуг обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с ч.8 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ) и Указанием N3384-У установлены базовые ставки страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с ч.6 ст.7 Федерального закона N 225-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять базовые ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Следовательно, для определенных транспортных средств, которые являются объектом закупки, сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном Указом N3384-У, является фиксированной. Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям постановления Указом N3384-У и Федерального закона N 225-ФЗ, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.
Таким образом, цена государственного или муниципального контракта по страхованию транспортных средств, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями Указом N3384-У не может изменяться в ходе осуществления государственной или муниципальной закупки на услуги страхования транспортных средств.
Вместе с тем, как следует из приведенных норм законодательства, в силу законодательного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков, а потому невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую цену контракта.
Таким образом, Комиссии Управления приходит к выводу что проведение указанной закупки в форме электронного аукциона не отвечает специфике данного объекта закупки и не позволяет реализовать механизм выбора победителя электронного аукциона, а, следовательно, достичь цели, ради которой проводится процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и, следовательно, осуществление государственной или муниципальной закупки на услуги страхования транспортных средств должно осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса на основании Указа N3384-У.
В соответствии с ч.5 ст.24 Закона о контактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, на основании представленных на заседание Комиссии документов Комиссия Управления приходит к выводу о том, что осуществление закупки в данном случае путем проведения электронного аукциона неправомерно.
Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение положений ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу САО "ВСК" (Брянский филиал) на действия УСД в Брянской области необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как по результатам закупки Заказчиком 12.04.2016 заключен государственный контракт с ОАО "АльфаСтрахование" N 0127100007716000101-4916-01 .
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии М.В. Ермакова
Заместитель Председателя Комиссии П.М. Корнюшин
Член Комиссии Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега, 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2016 г. N 2-57-3256/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2016