На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей Федерального бюджетного учреждения науки "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Волкова П.С., Босых О.В., Трофимова М.Б., ЗАО "Интрестройбазис" Вервицкого М.В., представители ООО "Стройинвест" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального бюджетного учреждения науки "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции здания со строительством пристроя для организации испытательной биологической лаборатории Федерального бюджетного учреждения науки "Федеральный научный центр гигиены им Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора (номер извещения 0348100021116000049) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Извещение о проведении открытого конкурса от 13.04.2016 NИИ2 размещенное в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения контракта.
2. Заказчик в Конкурсной документации не установил ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
3. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлены соответствующие размеры неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 04.04.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 312 420 776,60 рублей;
1) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
2) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
3) Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 29.04.2016;
4) победителем Конкурса признано ООО "Миасский завод медицинского оборудования" с предложением о цене контракта 312 420 776,60 рублей.
1. Согласно части 8 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии, установлено, что Извещение, опубликованное Заказчиком в ЕИС содержит следующие сведения:
"Порядок предоставления обеспечения исполнения заявки, требования об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), условия банковской гарантии в соответствии с конкурсной документацией".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении не указана информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, что нарушает пункт 8 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. В пункте 6.2 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что подрядчик обязан привлекать к исполнению Государственного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20 % от стоимости Государственного контракта.
Пунктом 7.1 проекта государственного контракта установлено, что Генподрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Пунктом 7.3 проекта государственного контракта установлено, что Генподрядчик несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации перед Государственным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядными организациями, привлекаемыми Генподрядчиком для выполнения Работ по настоящему Контракту, не вовлекая во взаимоотношения со своими контрагентами Государственного заказчика.
Пунктом 15.3.2 проекта государственного контракта установлено, что за ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных в Контракте, за исключением просрочки исполнения обязательств, начисляются штрафы в размере 0.5 % от цены Контракта, что составляет _____________ (__________________) руб. ____ коп.
Правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств по контракту установлены в Постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Сумма штрафа определяется в процентах от цены контракта в следующем порядке:
а) 2,5% при цене контракта не более 3 млн руб.;
б) 2% при цене контракта 3 - 50 млн руб.;
в) 1,5% при цене контракта 50 - 100 млн руб.;
г) 0,5% при цене контракта более 100 млн руб.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное положение проекта контратака документации об аукционе об ответственности генерального подрядчика распространяется в том числе за невыполнения условия, предусмотренного пунктом 7.1 проекта контракта Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что Заказчик в Конкурсной документации не установил ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком надлежащим образом в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие размеры неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, поскольку вместо ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации применятся ключевая ставка Банка России.
В Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1340 установлено, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
В разделе 15.4 и 15.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено:
В случае просрочки исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Генподрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается Контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы.
За ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных в Контракте, за исключением просрочки исполнения обязательств, начисляются штрафы в размере 0.5 % от цены Контракта, что составляет _____________ (__________________) руб. ____ коп.
Правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств по контракту установлены в Постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. Сумма штрафа определяется в процентах от цены контракта в следующем порядке:
а) 2,5% при цене контракта не более 3 млн руб.;
б) 2% при цене контракта 3 - 50 млн руб.;
в) 1,5% при цене контракта 50 - 100 млн руб.;
г) 0,5% при цене контракта более 100 млн руб.
В случае просрочки исполнения Генподрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства, нарушения промежуточных сроков выполнения Работ, окончательного срока выполнения работ, установленных в Графике исполнения контракта (Приложение N__), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Генподрядчик обязуется выплатить Государственному заказчику неустойки (пени, штрафы).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства, предусмотренного в Контракте, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены Контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных Генподрядчиком обязательств, предусмотренных в Контракте, и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С,
где Ц - цена Контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Генподрядчиком обязательства по Контракту;
С - размер ставки.
15.4.1.2. Размер ставки определяется по формуле:
,
где - определяемый с учетом коэффициента К размер ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени;
ДП - количество дней просрочки.
15.4.1.3. Коэффициент К определяется по формуле:
,
где ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по Контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.
При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.
В случае ненадлежащего исполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных в Контракте, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийных), Генподрядчик обязуется выплатить Государственному заказчику штраф в размере 0,5% от цены контракта, что составляет _____________ (__________________) руб. ____ коп.
Правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Сумма штрафа определяется в процентах от цены контракта в следующем порядке:
а) 10% при цене контракта не более 3 млн руб.;
б) 5% при цене контракта 3 - 50 млн руб.;
в) 1% при цене контракта 50 - 100 млн руб.;
г) 0,5% при цене контракта более 100 млн руб.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в проекте государственного контракта Конкурсной документации установлены соответствующие размеры неустойки за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 2 части статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 29.04.2016 N ПРО2 (далее - Протокол), Заказчиком не приложены к указанному протоколу предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки, а именно формы N 2 Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика при размещении Протокола рассмотрения нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8 статьи 42, части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 05.05.2016 по делу N К - 700/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 05.05.2016 по делу N К - 700/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 мая 2016 г. N ВП-224-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2016