Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Демидова Г.В. (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Военный санаторий "Ялта" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санитарному содержанию объектов казарменно-жилищного фонда для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Военный санаторий "Ялта" Министерства обороны Российской Федерации. (номер извещения 0375100003216000034) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик представил разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие ее суть.
2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе.
Согласно письменным пояснениям, Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 19.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 666 000,00 рублей;
4) дата окончания подачи заявок: 07.05.2016;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 12.05.2016;
6) на участие в Аукционе подано 15 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 15 участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 16.05.2016.
1. 11.05.2016 Комиссией Крымского УФАС в сфере закупок рассматривалась жалоба ООО "ЭКОБалт" на действия Заказчика при проведении Аукциона. Жалоба признана обоснованной в части установления ненадлежащий инструкции по заполнению первых частей заявок, опубликования Заказчиком разъяснений, изменяющих суть документации об Аукционе, установления в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, применяемых при изготовлении товаров, установления противоречивых требований к товарам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводу жалобы Заявителя разъяснение положений документации об Аукционе от 25.04.2016 в отношении позиции N 20 "Универсальное моющее средство" изменяет суть документации об Аукционе.
Кроме того, Аналогичный довод жалобы Заявителя рассмотрен Комиссией Крымского УФАС в сфере закупок 29.04.2016 и признан необоснованным.
Вместе с тем, на заседание Комиссии, не представлено доказательств того, что указанные разъяснения положений документации об Аукционе изменяют суть документации об Аукционе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя разъяснение положений документации об Аукционе от 25.04.2016 в отношении позиций N 49 "Средство для мойки стекол при низких температурах", 47 "Концентрат универсального применения для больших площадей", 41 "Мешки для мусора с завязками" изменяет суть документации об Аукционе.
Заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положений документации об Аукционе от 25.04.2016 следующего содержания:
""В позиции N 49 "Средство для мойки стекол при низких температурах" раздела "Применяемые материалы" технического задания установлены следующие требования к товару:
"Температура применения должна быть выше минус 10 град С."
Является ли характеристика "выше минус 10 град С" неизменной?
Требованиям заказчика соответствует средство для мойки стекол "Winter 10" под товарным знаком "Pro-Brite". В описании данного товара указано, что оно является средством для мойки стекол при температурах не ниже "-10°С", т.е. может применяться при температуре "минус 10 град С".
Может ли участник предложить заказчику средство для мойки стекол "Winter 10" с товарным знаком "Pro-Brite"?
Ответ: Характеристика "выше минус 10 град С" является неизменной. Если характеристики средства для мойки стекол "Winter 10" с товарным знаком "Pro-Brite" соответствуют техническому заданию участник может предложить его заказчику".
В позиции N 47 "Концентрат универсального применения для больших площадей" раздела "Применяемые материалы" технического задания установлены следующие требования к товару:"Должно иметь приятный запах, не токсично, безопасен для человека и окружающей среды (биодеградация более 90%)."В описании товара, соответствующего требованиям заказчика, указано: "_безопасен для человека и окружающей среды (биодеградация более 90%).
Может ли участник оставить установленное требование "(биодеградация более 90%)" неизменным?
Ответ: Участник может оставить установленное требование "(биодеградация более 90%)" неизменным".
В позиции N 41 "Мешки для мусора с завязками" раздела "Применяемые материалы" технического задания установлены следующие требования к товару: "При больших нагрузках пакеты могут немного растягиваться или трескаться, но не рваться." "Должны подходить для уборки бытовых или пищевых отходов, текстиля." Должен ли участник аукциона выбрать между свойствами "растягиваться" и "трескаться", или характеристика "растягиваться или трескаться" является неизменной?
Является ли характеристика "для уборки бытовых или пищевых отходов, текстиля" неизменной? Если нет, то: - требуется предложить только одну из указанных характеристик, т.е. только "для уборки бытовых отходов" или только "для уборки пищевых отходов", или только "для уборки текстиля"?- требуется предложить две из указанных характеристик, т.е. это должны быть мешки "для уборки бытовых отходов, текстиля" или "для уборки пищевых отходов, текстиля"? Ответ: характеристика "могут немного растягиваться или трескаться, но не рваться" "Должны подходить для уборки бытовых или пищевых отходов, текстиля" являются неизменными.
В пункте 6.6 документации об Аукционе в том числе установлено: "Характеристики могут сопровождаться словами или символами, определяющими максимальное и(или) минимальное из возможных, значение характеристики товара (далее по тексту - допустимый предел): "от", "до", "(не) менее", "(не) более", "(не) больше", "(не) меньше", "(не) уже", "(не) шире", "(не) выше", "(не) ниже", "(не) хуже", "(не) лучше", "свыше", "(не) превышать", "максимальное значение", "минимальное значение", "минимум", "максимум", "как минимум", "(не) короче", "(не) длиннее", "легче", "-", "", "", "<", ">". Участник должен указывать конкретные характеристики, соответствующие предлагаемому к использованию товару, без указания слов и символов, определяющих допустимый предел, учитывая при этом: Слова "не менее", "не более", "не больше", "не меньше", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "не хуже", "максимальное значение", "минимальное значение", "не короче", "не длиннее", "не превышать", "от", "до", символы "-", "", "", "" подразумевают, что характеристика(-и), указанная(-ные) заказчиком, включена(-ы) в допустимый предел; Слова "менее", "более", "больше", "меньше", "уже", "шире", "выше", "ниже", "хуже", "лучше", "свыше", "превышать", "быстрее", "минимум", "максимум", "как минимум", "короче", "длиннее", "легче", символы "<", ">" подразумевают, что характеристика(-и), указанная(-ные) заказчиком, не включена(-ы) в допустимый предел.
В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих характеристик товара (т.е. характеристик, несовместимых в одной единице товара друг с другом, определяющих разнообразные варианты исполнения одного и того же товара), участник обязан выбрать и указать одну характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами ";" или "\" или словом "или", "либо".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что согласно разъяснениям положений документации об Аукционе от 25.04.2016, опубликованным в ЕИС показатели характеристик товаров по позиции N 47, 41, 49 являются неконкретными не изменяемыми. Вместе с тем, согласно положениям инструкции документации об Аукционе участник закупки должен указать в заявке на участие Аукционе конкретные показатели. Учитывая изложенное, случай и порядок не представляется возможным определить указания участником Аукциона конкретных показателей товаров.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в разделе "Применимые материалы" "Технического задания" документации об Аукционе используется знак "/". В положениях инструкции документации об Аукционе не установлено требование относительно трактовки знака "/".
Аналогичный довод жалобы заявителя рассмотрен Комиссией Крымского УФАС в сфере закупок 29.04.2016 и признан обоснованным, таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Комиссией Крымского УФАС в сфере закупок 11.05.2016 по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЭКОБалт" на действия Заказчика при проведении Аукциона принято решение N 06/740-16, согласно которому в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе выразившиеся в части установления ненадлежащий инструкции по заполнению первых частей заявок, опубликования Заказчиком разъяснений, изменяющих суть документации об Аукционе, установления в документации об Аукционе неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей веществ, применяемых при изготовлении товаров, установления противоречивых требований к товарам. По итогам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Демидовой Г.В. обоснованной в части размещения в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющих ее суть, не установления надлежащий инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание Комиссией Крымского УФАС об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 11.05.2016 по делу N 06/740-16, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 11.05.2016 по делу N 06/740-16 должностному лицу Крымского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2016 г. N К-744-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2016