Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Фармакоген" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по рыболовству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Проведение молекулярно-генетических исследований и ранней диагностики инфекционных заболеваний рыб" (номер извещения 0173100013516000008) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации, установлены неправомерные требования к участникам закупки, а именно наличие у участника закупки в распоряжении рабочей группы оборудования.
2. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее - лицензия по гидрометеорологии);
3. В Конкурсной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах (далее - лицензия на использование возбудителей) (далее - лицензия инфекционных заболеваний).
4. Техническое задание конкурсной документации не соответствует и не отвечает задачам Федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально - экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020"
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 13.05.2016. Комиссией в целях полного всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента, объявлен перерыв до 16.05.2016.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 801 600 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 12.05.2016;
5) на участие в Конкурсе подана 1 заявка.
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 16.05.2016;
7) На основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурс признан не состоявшимся
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 9 раздела "Техническое задание" в том числе установлено: "Наличие в распоряжении рабочей группы оборудования для полимеразной цепной реакции (ПЦР), ПЦР в реальном времени, капиллярного секвенирования ДНК, высокопроизводительного секвенирования (NGS)".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено исключительно к исполнителю работ, а не к участникам закупки. Вместе с тем, полный перечень требований предъявляемый к участнику закупки установлен в пункте 22 "Единые требования к участникам открытого конкурса", 24 "Требования к составу заявки на участие в открытом конкурсе", 15 "Требования, предъявляемые к участникам конкурса, перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона
N 44-ФЗ" Информационной кары Конкурсной документации и не содержат требования о предоставлении документов указанных в "Техническом задании" Конкурсной документации.
2. В пункте 9 "Требования к участникам конкурса" Конкурсной документации установлено требование о Наличие у участника закупки лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что пунктом 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности, в том числе деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).
По пункту 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 (далее - Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях), деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включает следующие работы (услуги):
а) определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
б) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);
г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Согласно Конкурсной документации предметом контракта на выполнение НИР является: "Проведение молекулярно-генетических исследований и ранней диагностики инфекционных заболеваний рыб"
В силу специфики объекта исследований (рыбы) проведение обусловленных техническим заданием исследований невозможно без параллельного определения:
- гидрологических характеристик среды обитания инфицированных рыб (омуля, сига, тайменя, хариуса, осетра) - водного объекта (озера Байкал);
- уровня загрязнения водного объекта; причин и условий, способствовавших этому.
Согласно техническому заданию отчёт о НИР должен содержать практические рекомендации по сохранению генетического разнообразия ценных видов рыб озера Байкал в условиях аквакультуры и в естественных популяциях озера Байкал и повышению их выживаемости при выращивании на рыбоводных заводах, предотвращению заноса инфекционных заболеваний в экосистему озера Байкал при выпуске заводской молоди.
Таким образом, по мнению Заявителя, в силу природно-биологических особенностей среды обитания, исследуемых водных биологических ресурсов (рыб), проведение их молекулярно-генетических исследований невозможно без использования прогностической, аналитической и расчетной информации в области гидрометеорологии (проведения регулярных гидрологических исследований озера, определения уровня загрязнения водного объекта и его влияния на состояние исследуемых водных биологических ресурсов).
Конкурсной документацией предусмотрено проведение работ, которые, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях являются лицензируемым видом деятельности.
Вместе с тем 29.04.2016 Комиссией ФАС России в сфере закупок рассматривалась жалоба ООО "Лесная диагностика" на действия Заказчика при проведении Конкурса. Согласно доводам жалобы ООО "Лесная диагностика" в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии по гидрометеорологии. Жалоба признана необоснованной поскольку на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов ООО "Лесная диагностика".
Таким образом, с учетом решения, принятого Комиссией ФАС России в сфере закупок 29.04.2016 N К-681/16 довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Порядок лицензирования деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 317 "О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах" (далее - постановление N 317).
Приложением к постановлению N 317 установлен Перечень выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемую в замкнутых системах:
1. Экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение микроорганизмов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность I - IV групп патогенности.
2. Экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение ядов биологического происхождения (в том числе бактериальных токсинов), их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность II - IV групп патогенности.
3. Экспериментальные, диагностические исследования, производственные работы, хранение простейших, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности.
4. Экспериментальные исследования, диагностические исследования (за исключением отбора проб продукции животного происхождения для лабораторных исследований и обязательной трихинеллоскопии, проводимых в рамках ветеринарно-санитарной экспертизы организациями, подведомственными уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), производственные работы, хранение гельминтов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности.
5. Диагностические исследования, производственные работы, хранение санитарно-показательных микроорганизмов III - IV групп патогенности.
6. Генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях для создания генно-инженерно-модифицированных организмов (вирусов, микроорганизмов).
7. Генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях для генодиагностики и генной терапии (генотерапии) применительно к человеку.
8. Работы по лабораторным, клиническим, опытно-промышленным испытаниям генно-инженерно-модифицированных организмов.
9. Утилизация отходов генно-инженерной деятельности.
При этом группы патогенности определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2013 N 64 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)" (далее - СП N 1) и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 N 4 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08. Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее - СП N 2).
Из пункта 1.2. СП N 1 следует, что санитарные правила устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим), инженерно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами (далее - ПБА) I - II групп: патогенными для человека микроорганизмами.
Следовательно, наличие лицензии на использование возбудителей предполагает проведение работ с патогенными биологическими агентами, опасными для человека.
Предметом Конкурса является проведение молекулярно-генетических исследований и ранней диагностики инфекционных заболеваний определенных видов рыб конкретного водного объекта - омуля, сига, тайменя хариуса и осетра.
Также 29.04.2016 Комиссией ФАС России в сфере закупок рассматривалась жалоба ООО "Лесная диагностика" на действия Заказчика при проведении Конкурса. Согласно доводам жалобы ООО "Лесная диагностика" в Конкурсной документации неправомерно отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии инфекционных заболеваний. Жалоба признана необоснованной поскольку на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов ООО "Лесная диагностика".
Таким образом, с учетом решения, принятого Комиссией ФАС России в сфере закупок 29.04.2016 N К-681/16 довод жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
4. Согласно извещению о проведении Конкурса от 21.04.2016 N0173100013516000008 объектом закупки является выполнение научно-исследовательской работы по теме: "Проведение молекулярно-генетических исследований и ранней диагностики инфекционных заболеваний рыб".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что "Техническое задание" Конкурсной документации составлено в соответствии с требованиями Заказчика и полностью соответствует, и отвечает задачам Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально - экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020" утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 N 847.
Таким образом, учитывая изложенное и с учетом решения, принятого Комиссией ФАС России в сфере закупок 29.04.2016 N К-681/16 довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фармакоген" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2016 г. N К-756-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2016