На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ФГУП "Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГУП "Росморпорт" (далее - Заказчик), при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на "Оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности. Оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь" (номер извещения 0573100002016000006) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчик при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлено излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - лицензия ФСБ России), ограничивающее количество участников Закупки.
2. Заказчик установил в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, с 01.01.2010 года" (далее - Показатель N 1) критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
3. Заказчик в Конкурсной документации не установил инструкцию по заполнению форм заявки на участие в Конкурсе.
4. Заказчиком нарушены положения статьи 17 Федерального закона
от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 20.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 1 - 246 082 750 рублей;
4) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 2 - 425 949 150 рублей;
5) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 3 - 256 084 990 рублей;
6) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 4 - 150 716 340 рублей;
7) начальная (максимальная) цена контракта ЛОТ N 5 - 270 982 990 рублей;
8) на участие в Конкурсе ЛОТ N 1, 3, 4, 5 подано 3 заявки от участников закупки;
9) на участие в Конкурсе ЛОТ N 2 подано 2 заявки от участников закупки;
10) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 11.05.2016
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Раздел "Единые требования к участникам закупки" Конкурсной документации содержит, в том числе, требование к участникам Конкурса о наличии действующей лицензии ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), со следующими работами предусмотренными перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N313:
13. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
14. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
21. Передача шифровальных (криптографических) средств.
22. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
23. Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Либо: наличие действующей лицензии ФСБ на осуществление распространения шифровальных (криптографических) средств (для лицензий, выданных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 957 "Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами");
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в объем работ, подлежащих исполнению входит поставка, монтаж, пусконаладочные работы и гарантийное сопровождение информационной системы, защищенной шифровальными (криптографическими) средствами, в связи с чем к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании установлены указанные выше требования.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требование к участникам Конкурса о наличии действующей лицензии ФСБ на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств неправомерно, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "Оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик установил в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 поскольку, неправомерно установлена минимальная цена контрактов, необходимых для представления в составе заявки на участие в Конкурсе для оценки по Показателю N Критерия N 1, согласно которому цена контракта должна составлять не менее 40 (сорока) процентов от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в пункте 1.4.1. Раздела I.3 "Информационная карта конкурса", что не соответствует требованиям Закона о контактной системе и Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - ПП 99).
В Конкурсной документации установлен в том числе следующий критерий оценки заявок на участие в Конкурсе:
Критерий N 1 - 30 %.
В рамках Критерия N 1 установлено в том числе показатель N 1.
В рамках показателя "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, с 01.01.2010 года" оценивается наличие у участника закупки контрактов (договоров) на выполнение аналогичных работ в период с 01.01.2010 года до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. При этом цена (стоимость) каждого из таких контрактов (договоров) должна составлять не менее 40 (сорока) процентов от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в пункте 1.4.1. Раздела I.3 "Информационная карта конкурса".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 Конкурсной документации, установлен в соответствии с Правилами оценки заявок. Более того, дополнительные требования, предусмотренные ПП 99 к участникам закупки Заказчиком не устанавливались.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 Конкурсной документации не противоречит требованиям Правил оценки заявок и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании комиссии, представителем Заявителя не представлено доказательств того, что Заказчик в Конкурсной документации установил ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателю N 1 Критерия N 1.
Таки образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать: предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе уставлена в пункте I.4.7 Конкурсной документации по ЛОТу N 1, в пункте I.4.8 Конкурсной документации по ЛОТу N 2, пункте I.4.9 Конкурсной документации по ЛОТу N 3, пункте I.4.9 Конкурсной документации по ЛОТу N 4, пункте I.4.10 Конкурсной документации по ЛОТу N 5. Также в Конкурсной документации установлена форма заявки на участие в Конкурсе (Форма 1.4.7) которая не является обязательной в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Вместе с тем, в Формах, уставленных в Конкурсной документации указан рекомендательный порядок заполнения участником Конкурса данных форм.
Вместе с тем, на заседании комиссии, представителем Заявителя не представлено доказательств того, что Заказчик в Конкурсной документации не установил инструкцию по заполнению форм заявки на участие в Конкурсе.
Таки образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Комиссия осуществляет рассмотрение жалоб участников закупок в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя изложены доводы на нарушение положений Закона о защите конкуренции.
Доводы Заявителя в отношении нарушений Закона о защите конкуренции Комиссия не рассматривает, в связи с чем материалы настоящего дела передаются в профильное управление ФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о защите конкуренции.
5. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса от 20.04.2016 N0573100002016000006 объектом закупки является оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности. Оснащение объектов морского транспорта инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акватории морского порта Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь". ОКПД закупки 43.21.1 "Работы электромонтажные".
В пункте 15 "Техническое задание" Конкурсной документации, в том числе установлено:
"Работы по оснащению выполняются в соответствии с утвержденной Заказчиком проектной документацией на оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее - ИТСОТБ) акватории морских портов Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь. Евпатория, с учетом пункта 12 Технического задания.
ИТСОТБ акватории определяются как совокупность технических средств контроля, размещенных на объектах береговой инфраструктуры морского порта, объединенных линиями связи, управления и сигнализации, и расположенных на пункте (постах) управления обеспечением транспортной безопасности акватории морского порта.
Использование технических средств (систем) иностранного производства допускается при отсутствии российских аналогов, либо по согласованию с компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В состав ИТСОТБ должны входить следующие технические системы и средства:
система телевизионного и тепловизионного наблюдения (СТН);
радиолокационный комплекс высокого разрешения (РЛК);
сеть передачи данных и сигналов управления (СПДиСУ);
система сбора, обработки и отображения информации (ССОИ) с подсистемой защиты от несанкционированного доступа (НСД);
система бесперебойного электропитания (СБЭП);
средства оперативной связи (СС);
система обеспечения функционирования ИТСОТБ (СФ)".
Комиссией установлено, что объект закупки содержит поставку товаров, включенных в Перечень и относимых к коду 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" (кроме кодов 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150) закупка которых, осуществляется путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 11.05.2016 по делу N К - 720/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 11.05.2016 по делу N К - 720/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 мая 2016 г. N ВП-235-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2016