Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Правовой центр независимой экспертизы, оценки и строительства "Контроль Диез" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту рентгенологического отделения поликлиники (часть 2) (номер извещения 0875100003516000045) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
На заседание Комиссии представлены письменные пояснения Заказчика, согласно которым Заказчик сообщает, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 31.03.2016, изменения извещения об осуществлении закупки - 28.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 628 893, 68 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) Аукцион признан несостоявшимся на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе устанавливает, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.05.2016 N0875100003516000045-4 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "14" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе "по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (несоответствие сведений требованиям документации аукциона)", а именно: "В позиции 3 участником размещения заказа указывается "Расход на 1 слой 2 м2/кг (3,3 м2 /л)". В аукционной документации требовалось "Расход на 1 слой 0,7- 2 м2 /кг (1,3-3,3 м2 /л)". В позиции 5 участником размещения заказа указывается "Массовая доля сухого остатка, %, 52". В аукционной документации требовалось "Массовая доля сухого остатка, %, не менее 50-52". В позиции 7 участником размещения заказа указывается "(при температуре воздуха 23-25 градусов и влажности 70 процентов);". В аукционной документации требовалось "(при температуре воздуха 23-25 градусов и влажности - 50-70 процентов)". В позиции 7 участником размещения заказа указывается "плотность готового полиуретана 25 кг/куб.м". В аукционной документации требовалось "плотность готового полиуретана - 20-25 кг/куб.м". В позиции 15 участником размещения заказа указывается "Условная вязкость по ВЗ-246 с диам сопла 4 мм при температуре (20)°С,с 120". В аукционной документации требовалось "Условная вязкость по ВЗ-246 с диам сопла 4 мм при температуре (20_0,5)°С,с 65-140". В позиции 19 участником размещения заказа указывается "зернистостью 40 мм". В аукционной документации требовалось "зернистостью 40-25 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки "В случае использования в техническом задании значения "-" (тире), являющегося обозначением интервала между числовыми знаками, то данное значение необходимо конкретизировать, т.е. предложить товар (материал) без указания "-". В позиции 14 участником размещения заказа указывается "по ширине 0 мм по толщине поливинилхлоридного слоя 0 мм". В аукционной документации требовалось "по ширине _10 мм, по толщине поливинилхлоридного слоя _0,20 мм". В позиции 15 участником размещения заказа указывается "Время высыхания до степени 3 при (20_2)°С,". В аукционной документации требовалось "Время высыхания до степени 3 при (20_2)°С,". Согласно инструкции по заполнению заявки "Если показатель товара (материала) сопровождается знаком "_", он означает, что участнику закупки необходимо предложить товар (материал), указав его характеристики без указания "_", т.е. предложить конкретные характеристики товара (материала)".
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе "В случае использования в техническом задании значения "-" (тире), являющегося обозначением интервала между числовыми знаками, то данное значение необходимо конкретизировать, т.е. предложить товар (материал) без указания "-". Если показатель товара (материала) сопровождается знаком "_", он означает, что участнику закупки необходимо предложить товар (материал), указав его характеристики без указания "_", т.е. предложить конкретные характеристики товара (материала)".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, по позиции 3 "в Аукционной документации требовалось "Расход на 1 слой 0,7-2 м2/кг (1,3-3,3 м2/л)". Что означает, что участнику требовалось указать данную позицию так: "Расход на 1 слой от 0,7 до 2 м2/кг (от 1,3 до 3,3 м2/л)"", по позиции 7 "в Аукционной документации требовалось "(при температуре воздуха 23-25 градусов и влажности - 50-70 процентов". Что означает, что участнику закупки требовалось указать данную позицию так: при температуре воздуха от 23 до 25 градусов и влажности 70 процентов". По позиции 14 "в Аукционной документации требовалось "по ширине _10 мм, по толщине поливинилхлоридного слоя _ 0,20 мм". Что означает, что участнику закупки требовалось указать данную позицию так: "по ширине 10 мм, по толщине поливинилхлоридного слоя 0,20 мм". При этом, согласно письменным пояснениям Заказчика, по другим позициям требовалось аналогичное заполнение.
В соответствии с Протоколом участник закупки с порядковым номером заявки "11" допущен к участию в Аукционе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в заявке с порядковым номером "11" участником указаны, в том числе, значения аналогичные значениям, указанным в заявке Заявителя, а именно, по позиции 3 указано: "Расход на 1 слой 2 м2/кг (3,3 м2/л)". Кроме того, в заявке участника с порядковым номером "11" по позиции 7 указано: "(при температуре воздуха 25 градуса и влажности 70 процентов)", по позиции 14 - "по ширине _10 мм, по толщине поливинилхлоридного слоя _ 0,20 мм".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявки Заявителя и о признании заявки с порядковым номером "11" надлежащей, соответствующей требованиям документации об Аукционе, что нарушает части 3, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, отсутствие в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, позволяющей определить порядок представления показателей, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе Заказчиком определены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В ряде пунктов Приложения N 1 "Техническое задание" к документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, в том числе, по позициям:
"N 12. Краска водоэмульсионная - Массовая доля нелетучих веществ от 53 до 59 %. Степень перетира не более 30 мкм.
"N 15. Краска" - Массовая доля летучего вещества, % не более 12. Степень перетира не более 80 мкм. Условная вязкость по ВЗ-246 с диам сопла 4 мм при температуре (20_0,5)°С,с 65-140.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели результатов испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Вышеуказанные действия Заказчика, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом требования к составу заявки по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Приложению N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе, Дефектная ведомость объемов работ содержит, в том числе, "Устройство покрытий: из линолеума на клее "Бустилат".
Комиссия приходит к выводу о том, что указание на товарный знак клея, используемого при устройстве покрытий, установленное Заказчиком в Приложении N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе, без указания "или эквивалент" не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанное действие Заказчика нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Правовой центр независимой экспертизы, оценки и строительства "Контроль Диез" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения частей 3, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 23.05.2016 N К-813/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 мая 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2016