Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ФГУП "РосРАО" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на вывоз на долговременное хранение радиоактивных отходов с научно-технической площадки федерального государственного бюджетного учреждения Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова (г. Гатчина, Ленинградская область) (номер извещения 0173100003716000146) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в отношении наличия опыта выполнения работ с соответствующими ядерными материалами, а также не установлены количественные и качественные характеристики оборудования.
2. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о выполнении всего комплекса работ (до вывоза радиоактивные отходов (далее - РАО) на территории ФГБУ "ПИЯФ" с использованием объектов недвижимости, технических средств и установок, находящихся на территории ФГБУ "ПИЯФ", а также требование об обеспечении исполнителем сохранности и охраны оборудования и РАО, находящегося в технологическом цикле, до момента его вывоза на хранение.
3. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о необходимости использования накопительных емкостей объемом не менее 300 м3.
4. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг)".
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 300 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная не соответствующей требованиям конкурсной документации и дополнительным требованиям.
1. В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации устанавливаются, в том числе требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс, а также требование о наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора), включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества, оборудования, технических средств с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными документацией о закупке, необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Также пунктом 2 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Пунктом 10 информационной карты конкурсной документации установлены, в том числе следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом суммарная стоимость ранее исполненных контрактов (договоров) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс;
Наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора), включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества, оборудования, технических средств с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными документацией о закупке, необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора".
Комиссией установлено, что указанное положение Конкурсной документации не противоречит положениям Постановления Правительства N 99.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, пунктом 11 информационной карты конкурсной документации установлены, в том числе дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего оборудования:
- комплект радиометрической и дозиметрической аппаратуры для осуществления непрерывного радиационного и дозиметрического контроля, обеспечивающий измерение мощности дозы гамма-излучения (в диапазоне от 0,1 мкЗв/ч до 10 Зв/ч), поверхностных загрязнений альфа-активными радионуклидами (в диапазоне от 0,1 част/см2·мин до 104 част/см2·мин), бета-активными радионуклидами (в диапазоне от 10 част/ см2·мин до 5·104 част/см2·мин);
- комплект спектрометрической аппаратуры для проведения спектрометрического анализа РАО с возможностью определения основных радионуклидов техногенного происхождения (Cs-137, Cs-134, Am-241, Co-60, Eu-152, Eu-154, Sr-90), диапазоном измеряемых энергий гамма-излучения от 0,05 МэВ до 3,0 МэВ, минимальной измеряемой активностью нуклида Cs-137 в образце за время измерения 1 ч не более 0,3 Бк;
- грузоподъемное оборудования для загрузки РАО в транспортные контейнеры и спецавтомобиль (грузоподъемность не менее 1 тонны);
- оборудование (системы) для сбора и кондиционирования РАО, обеспечивающее радиационную безопасность при обращении с РАО в соответствии с требованиям норм и правил в области использования атомной энергии;
- упаковки стандартные первичные (далее - УСП), соответствующие правилам передачи радиоактивных отходов, установленным организацией, осуществляющей прием радиоактивных отходов на долговременное хранение;
- упаковки для твердых радиоактивных отходов нестандартного размера, изготовленные в соответствии с требованиями правил передачи радиоактивных отходов, установленных организацией, осуществляющей прием радиоактивных отходов на долговременное хранение, максимальной массой не более 3 тонн.
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на оборудование, технологические средства, необходимые для выполнения работ, являющихся предметом конкурса (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, в Конкурсной документации не установлено количество необходимого оборудования, при этом в Конкурсной документации содержится требование о наличии у участника закупки упаковок, не являющихся оборудованием, что не соответствует Постановлению Правительства N 99.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.1 таблицы "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг" раздела IV конкурсной документации исполнитель обязан обеспечить сохранность и охрану оборудования и РАО, находящегося в технологическом цикле, до момента его вывоза на хранение в соответствии с требованиями "Правил физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требованиями подпункта 15 пункта 11 Раздела II "Информационная карта закупки" определено, что оборудование и технологические средства, необходимые для выполнения работ, Исполнитель должен иметь в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании, а также, что работы по кондиционированию, упаковке и паспортизации РАО технологически и нормативно не могут быть выполнены после вывоза РАО. При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 11.07.2011 N190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" паспорт радиоактивных отходов составляется организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов. Кроме того, использование объектов недвижимости, технических средств и установки осуществляется исполнителем самостоятельно.
Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что сохранность и охрана оборудования, используемого при выполнении работ, и РАО обеспечивается исполнителем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения конкурсной документации не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1.1 таблицы "Содержание выполняемых работ (оказываемых услуг" раздела IV конкурсной документации при выполнении работ по сбору и кондиционированию жидких РАО, объем которых составляет 2,7 кубических метров необходимо использовать накопительные емкости объемом не менее 300 кубических метров и выпарные аппараты, обеспечивающие коэффициент очистки 104105.
На заседании Комиссии представителем Заказчика документально не подтверждена необходимость наличия указанного оборудования.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации требование о наличии у участника закупки материальных ресурсов, не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), с соответствующими значениями значимости 60%, 40%, а также коэффициентами значимостей 0,6; 0,4.
Критерий содержит показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг)", содержащий, в том числе следующие положения "Оцениваются подтвержденные сведения о специалистах, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) в рамках исполнения осуществляемой закупки, имеющих опыт в области проведения аналогичных предмету Конкурса работ (услуг): сбора, кондиционирования и отгрузки РАО, имеющих ученую степень кандидатов или докторов технических и (или) физико-математических наук. Руководители и специалисты, имеющие опыт в проведении аналогичных работ не менее 25 человек, из них: - имеющих ученую степень кандидата технических или физико-математических наук не менее 4 человек, - дозиметрист - 1 человек".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что содержание указанного показателя установлено в соответствии с потребностью Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГУП "РосРАО" обоснованной в части ненадлежащего установления в Конкурсной документации дополнительных требований к участникам закупки, требований к оборудованию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 3, 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.05.2016 по делу N К - 802/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 мая 2016 г. N К-802-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2016