Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО МГИМО(У) МИД России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству общежития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации" (номер извещения 0373100005516000004) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик неправомерно объединил в один объект закупки выполнение строительных работ и поставку оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
2. Заказчик неправомерно выбрал способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 26.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 350 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в один объект закупки выполнение строительных работ и поставку оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР
от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что документацией о проведении Конкурса предусмотрена необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства.
При этом представитель Заказчика представил сведения, согласно которым немонтируемое оборудование, поставка и установка которого возможна впоследствии после завершения строительных работ, не включено в объект закупки, о чем свидетельствует расчет стоимости на выполнение работ по предмету закупки, а также обоснование начальной (максимальной) цены, в которых немонтируемое оборудование исключено и не является предметом закупки.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчик неправомерно выбрал способ осуществления закупки, путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р .
В соответствии с примечанием N 4 к Перечню (на момент публикации извещения о проведении Конкурса) в Перечень включены работы строительные (код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13)) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
(далее - ОКПД2), за исключением:
- работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения,
- а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Представители Заказчика пояснили, что при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходили из объекта закупки.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение работ по строительству общежития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации" для обеспечения государственных, начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 000 000 рублей и составляет 2 350 000 000 рублей
Таким образом, в соответствии с действующим на момент публикации извещения о проведении Конкурса законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчик не обязан был проводить электронный аукцион при осуществлении закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085
"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется
100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по показателю "Описание организационно-технических предложений и технологии выполнения работ" нестоимостного критерия оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий порядок оценки:
"Предложения участников конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должны быть квалифицированными и соответствовать требованиям документации о проведении конкурса.
Предложения считаются квалифицированным, если одновременно удовлетворяет следующим условиям:
· предложения содержат сведения о том, как именно участник конкурса собирается выполнять требование (какими методами, в какой последовательности, какие содержательные результаты будут получены и т.п.);
· предложения обосновано с точки зрения действующих нормативных документов, современных методик и стандартов.
100 баллов за предоставление квалифицированного описания, соответствующего требованиям Технического задания, по всем пяти сведениям, представленным ниже:
- описание методик выполнения каждого вида работ, влияющих на ввод объекта строительства в эксплуатацию в установленный срок, в т.ч. описание предложений по недопущению необоснованного увеличения сметной стоимости строительства;
- описание мероприятий по организации контроля качества входящих материалов с учетом применения инновационных технологий, в т.ч. описание применяемого порядка организации инструментального и лабораторного контроля, а также лабораторных исследований качества строительных материалов, с указанием сроков их проведения;
- описание оборудования предполагаемого для использования при выполнении каждого вида работ с учетом технико-экономических показателей объекта строительства;
- описание мероприятий по принятию своевременных мер и контролю за устранением выявленных дефектов (в случае необходимости);
- описание порядка применения к лицам, выполняющим работы, предусмотренных действующим законодательством РФ мер ответственности, описание экипировки и снаряжения лиц выполняющих работы с учетом нормативно правовых актов действующих на территории РФ.
80 баллов - за предоставление квалифицированного описания, соответствующего требованиям Технического задания, по четырем из пяти сведений, представленных ниже:
- описание методик выполнения каждого вида работ, влияющих на ввод объекта строительства в эксплуатацию в установленный срок, в т.ч. описание предложений по недопущению необоснованного увеличения сметной стоимости строительства;
- описание мероприятий по организации контроля качества входящих материалов с учетом применения инновационных технологий, в т.ч. описание применяемого порядка организации инструментального и лабораторного контроля, а также лабораторных исследований качества строительных материалов, с указанием сроков их проведения;
- описание оборудования предполагаемого для использования при выполнении каждого вида работ с учетом технико-экономических показателей объекта строительства;
- описание мероприятий по принятию своевременных мер и контролю за устранением выявленных дефектов (в случае необходимости);
- описание порядка применения к лицам, выполняющим работы, предусмотренных действующим законодательством РФ мер ответственности, описание экипировки и снаряжения лиц выполняющих работы с учетом нормативно правовых актов действующих на территории РФ.
60 баллов - за предоставление квалифицированного описания, соответствующего требованиям Технического задания, по трем из пяти сведений, представленных ниже:
- описание методик выполнения каждого вида работ, влияющих на ввод объекта строительства в эксплуатацию в установленный срок, в т.ч. описание предложений по недопущению необоснованного увеличения сметной стоимости строительства;
- описание мероприятий по организации контроля качества входящих материалов с учетом применения инновационных технологий, в т.ч. описание применяемого порядка организации инструментального и лабораторного контроля, а также лабораторных исследований качества строительных материалов, с указанием сроков их проведения;
- описание оборудования предполагаемого для использования при выполнении каждого вида работ с учетом технико-экономических показателей объекта строительства;
- описание мероприятий по принятию своевременных мер и контролю за устранением выявленных дефектов (в случае необходимости);
- описание порядка применения к лицам, выполняющим работы, предусмотренных действующим законодательством РФ мер ответственности, описание экипировки и снаряжения лиц выполняющих работы с учетом нормативно правовых актов действующих на территории РФ.
40 баллов - за предоставление квалифицированного описания, соответствующего требованиям Технического задания, по двум из пяти сведений, представленных ниже:
- описание методик выполнения каждого вида работ, влияющих на ввод объекта строительства в эксплуатацию в установленный срок, в т.ч. описание предложений по недопущению необоснованного увеличения сметной стоимости строительства;
- описание мероприятий по организации контроля качества входящих материалов с учетом применения инновационных технологий, в т.ч. описание применяемого порядка организации инструментального и лабораторного контроля, а также лабораторных исследований качества строительных материалов, с указанием сроков их проведения;
- описание оборудования предполагаемого для использования при выполнении каждого вида работ с учетом технико-экономических показателей объекта строительства;
- описание мероприятий по принятию своевременных мер и контролю за устранением выявленных дефектов (в случае необходимости);
- описание порядка применения к лицам, выполняющим работы, предусмотренных действующим законодательством РФ мер ответственности, описание экипировки и снаряжения лиц выполняющих работы с учетом нормативно правовых актов действующих на территории РФ.
20 баллов - за предоставление квалифицированного описания, соответствующего требованиям Технического задания, по одному из пяти сведений, представленных ниже:
- описание методик выполнения каждого вида работ, влияющих на ввод объекта строительства в эксплуатацию в установленный срок, в т.ч. описание предложений по недопущению необоснованного увеличения сметной стоимости строительства;
- описание мероприятий по организации контроля качества входящих материалов с учетом применения инновационных технологий, в т.ч. описание применяемого порядка организации инструментального и лабораторного контроля, а также лабораторных исследований качества строительных материалов, с указанием сроков их проведения;
- описание оборудования предполагаемого для использования при выполнении каждого вида работ с учетом технико-экономических показателей объекта строительства;
- описание мероприятий по принятию своевременных мер и контролю за устранением выявленных дефектов (в случае необходимости);
- описание порядка применения к лицам, выполняющим работы, предусмотренных действующим законодательством РФ мер ответственности, описание экипировки и снаряжения лиц выполняющих работы с учетом нормативно правовых актов действующих на территории РФ.
0 баллов - в случае если квалифицированные предложения по качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки по указанному показателю не представлены или представлены, но содержат в себе исключительно ссылки на соответствие требованиям Технических требований и/или на соответствие положениям конкурсной документации, без описания показателя качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, предусмотренных конкурсной документацией".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен предмет оценки, а также инструкция по заполнению заявки, позволяющие определить исчерпывающий перечень сведений (виды работ, перечень оборудования и экипировки) подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 5.22 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, установлено, что Генподрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, по согласованию с Заказчиком и в согласованные с Заказчиком сроки обязан передать выполнение части работ по настоящему Контракту в размере 20 процентов от стоимости Контракта субподрядчику из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 17.05.2016 по делу N К-768/16, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 17.05.2016 по делу N К-768/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 мая 2016 г. N К-800-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2016