Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Альбатрос" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление (номер извещения 0173100003716000086) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 050 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.05.2016.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 60%, 20%, 20%, а также коэффициентами значимостей 0,6;0,2; 0,2.
Критерий N 1 содержит, в том числе показатели "Качество работ, качество услуг (число обоснованных Действий, предложенных Участником закупки), КЗа" (далее - Показатель N 1), "Качество работ, качество услуг (значение показателя, предложенное Участником закупки обеспечивающее повышения качества работ (услуг)), КЗК1" (далее - Показатель N 2), "Качество работ, качество услуг (значение показателя, предложенное Участником закупки обеспечивающее повышения качества работ (услуг)), КЗК2" (далее - Показатель N 3), "Качество работ, качество услуг (значение показателя, предложенное Участником закупки обеспечивающее повышения качества работ (услуг)), КЗК3" (далее - Показатель N 4) с соответствующими значениями значимости 20%, 40%, 20%, 20% а также коэффициентами значимостей 0,2;0,4; 0,2; 0,2.
Критерий N 2 содержит, в том числе показатели: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, КЗКТР" (далее - Показатель N 5), "Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого с предметом Конкурса по содержанию и составу работ (услуг), КЗКОЛ" (далее - Показатель N 6), "Опыт Участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого с предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования, КЗОБ" (далее - Показатель N 7), "Деловая репутация Участника закупки, КЗД" (далее - Показатель N 8).
По показателю N 1 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В предложении участника должны быть представлены обоснования необходимости выполнения предложенных участником закупки Действий в Приложении N1 Части 1 "Детализированный план выполнения работ (оказания услуг)" Формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" раздела V Конкурсной документации, содержащие аргументацию применяемых методологических, технических и др. подходов и способов, обеспечивающих достижение качества выполняемого комплекса работ и (или) улучшающих качественные и (или) количественные характеристики объекта закупки (по сравнению с положениями конкурсной документации)".
По показателю N 2 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В предложении участника закупки должно быть указано конкретное значение количественного показателя по виду работ: I.1 в части количества субъектов Российской Федерации, выбранных для проведения анализа".
По показателю N 3 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В предложении участника закупки должно быть указано конкретное значение количественного показателя по виду работ: II.1 в части конкретного объема (в часах) разрабатываемых образовательных программ повышения квалификации".
По показателю N 4 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В предложении участника закупки должно быть указано конкретное значение количественного показателя по виду работ: II.3 в части количества проанализированных дополнительных общеразвивающих образовательных программ".
По показателю N 5 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В соответствии с настоящим показателем оцениваются подтвержденные сведения о специалистах, которых Участник закупки предполагает привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) в рамках исполнения осуществляемой закупки, имеющих опыт в области проведения аналогичных предмету Конкурса работ (услуг): в области подготовки, организации и проведения: повышения квалификации, научных мероприятий, конференций, совещаний, мониторингов и исследований, в том числе социологических исследований и прогнозов численности обучающихся, научно-методического обеспечения и экспертно-аналитического обеспечения сопровождения и поддержки деятельности работников системы образования Российской Федерации и имеющих ученую степень кандидата или доктора педагогических или психологических наук".
По показателю N 5 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В соответствии с настоящим показателем оценивается количество успешно исполненных контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ оказание (услуг), сопоставимых c предметом Конкурса (по содержанию и составу работ (услуг)) за период 2013- 2015 г.г. в области подготовки, организации и проведения: повышения квалификации, научных мероприятий, конференций, совещаний, мониторингов и исследований, в том числе социологических исследований и прогнозов численности обучающихся, научно-методического обеспечения и экспертно-аналитического обеспечения сопровождения и поддержки деятельности работников системы образования Российской Федерации".
По показателю N 5 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В соответствии с настоящим показателем оценивается количество успешно исполненных контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), сопоставимых c предметом Конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объемами финансирования за каждый год не менее 50% среднегодовой начальной (максимальной) цены Государственного контракта, за период 2013 - 2015 г.г. в области подготовки, организации и проведения: повышения квалификации, научных мероприятий, конференций, совещаний, мониторингов и исследований, в том числе социологических исследований и прогнозов численности обучающихся, научно-методического обеспечения и экспертно-аналитического обеспечения сопровождения и поддержки деятельности работников системы образования Российской Федерации".
По показателю N 5 установлен порядок оценки содержащий, в том числе следующие положения: "В соответствии с настоящим показателем оцениваются подтвержденные копиями документов, включенными в состав Заявки Участника, положительные отзывы заказчиков или позитивная информации в открытых федеральных или региональных СМИ о деятельности Участника в области выполнения проектов сопоставимых по содержанию с предметом закупки (наименованием и видами работ) за период 2013 - 2015 г.г. в области подготовки, организации и проведения: повышения квалификации, научных мероприятий, конференций, совещаний, мониторингов и исследований, в том числе социологических исследований и прогнозов численности обучающихся, научно-методического обеспечения и экспертно-аналитического обеспечения сопровождения и поддержки деятельности работников системы образования Российской Федерации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанные положения Конкурсной документации установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем явка не обеспечена и представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в соответствии с Показателем N 4 в предложении участника закупки должно быть указано конкретное значение количественного показателя по виду работ: II.3 в части количества проанализированных дополнительных общеразвивающих образовательных программ". При этом по виду работ "Повышение квалификации работников сферы отдыха детей и их оздоровления по программе разработки и реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ в организациях отдыха детей и их оздоровления с целью ее апробации" пункта II.3 отсутствуют количественные значения проанализированных дополнительных общеразвивающих образовательных программ.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в Конкурсной документации допущена техническая ошибка, а именно, по Показателю N 4 следует руководствоваться положениями пункта II.4 Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альбатрос" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 24.05.2016 по делу N К - 820/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2016 г. N К-820-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2016