Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ИнфоКомм" (далее - Заявитель) на действия Федерального архивного агентства (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по переводу описей фондов федеральных государственных архивов в формат электронных баз данных в целях развития федеральной государственной информационной системы "Архивный фонд" (номер извещения 0173100011416000031 ) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием.
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, а именно: Заказчиком неверно определены величины значимости критериев, а также, Заказчиком по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для оказания услуг" Критерия "Квалификация участников закупки" не установлено предельное количество специалистов необходимых для оказания услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 23.05.2016 на 24.05.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 1 - 2 000 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2 - 3 500 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 3 - 1 200 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 4 - 1 000 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 5 - 3 000 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 6 - 6 400 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 7 - 3 500 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 31.05.2016.
1. Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если выполняются работы, оказываются услуги, связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных архивов.
В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) в случае выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных архивов у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по переводу описей фондов федеральных государственных архивов в формат электронных баз данных в целях развития федеральной государственной информационной системы "Архивный фонд".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что исполнителю будет предоставлен доступ к учетным базам данных архивов.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, а именно: Заказчиком неверно определены величины значимости критериев, а также, Заказчиком по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для оказания услуг" Критерия "Квалификация участников закупки" не установлено предельное количество специалистов необходимых для оказания услуг.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 2 приложения к Правилам оценки заявок в случае проведения работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг устанавливаются следующие предельные величины значимости критериев оценки:
- минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов): 60;
- максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов): 40.
Комиссией установлено, что в Конкурсной документации установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки: Стоимостные критерии - значимость критерия: 30 %. Нестоимостные критерии - значимость критериев: 70 %.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что по мнению Заказчика оказание услуг по переводу описей фондов федеральных государственных архивов в формат электронных баз данных, а также загрузку файлов баз данных в программный комплекс "Архивный фонд" является развитием государственной информационной системы "Архивный фонд", в связи с чем, установлены вышеуказанные величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных системе и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" мероприятия по развитию системы осуществляются в соответствии с требованиями, установленными для создания системы.
Порядок создания системы включает следующие последовательно реализуемые этапы: а) разработка документации на систему и ее части; б) разработка рабочей документации на систему и ее части; в) разработка или адаптация программного обеспечения; г) пусконаладочные работы; д) проведение предварительных испытаний системы; е) проведение опытной эксплуатации системы; ж) проведение приемочных испытаний системы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что услуги по переводу описей фондов федеральных государственных архивов в формат электронных баз данных, а также загрузка файлов баз данных в программный комплекс "Архивный фонд" не являются работами по развитию федеральной государственной информационной системы "Архивный фонд".
На основании вышеизложенного Комиссия, приходит к выводу, о том что порядок оценки заявок не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку оказываемые услуги не относятся, к случаям установленным в пункте 3 приложения к Правилам оценки заявок, в связи с чем предельные величины значимости критериев оценки в Конкурсной документации установлены ненадлежащим образом.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен, в том числе следующий порядок оценки: "По данному критерию учитывается наличие или отсутствие предложений о качестве услуг, в том числе наличие, обоснованность, достаточность и новизна предложенных методов и способов решения основных задач работы для достижения наилучших результатов и целей услуги с учетом требований технического задания".
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие, содержащееся в предложении участника Конкурса, поскольку в Конкурсной документации не раскрывается содержание понятий "обоснованность, достаточность и новизна".
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для оказания услуг" Критерия "Квалификация участников закупки" не установлено предельное количество специалистов необходимых для оказания услуг.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что не указание Заказчиком предельного количества специалистов, необходимых для оказания услуг не противоречит Закону о контрактной системе, поскольку Заказчиком в Конкурсной документации установлена формула расчета баллов, согласно которой наибольшее количество баллов присваивается участнику предложившему максимальное количество квалифицированных сотрудников по критерию, другим участникам закупки присваиваются баллы пропорционально.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что по критерию "Квалификация участников закупки" установлен, в том числе следующий порядок оценки: "Показателями указанного критерия оценки являются:
N Предмет оценки и перечень показателей по критерию Максимальное значение в баллах для каждого показателя Коэффициент значимости показателя
3.1. Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для оказания услуг 70 0,7 (НЦБ3квКоэф)
3.2. Деловая репутация Участника закупки 30 0,3 (НЦБ3репКоэф)
Итоговая сумма баллов 100 1
Баллы по показателям начисляются следующим образом: 3.1. Показатель - "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для оказания услуг".
При оценке по данному показателю учитывается информация из заявки участника конкурса о наличии в штате участника конкурса квалифицированных сотрудников по специальности 09.01.03 "Мастер по обработке цифровой информации" или иной в рамках квалификации "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин" и имеющих опыт оказания услуг сопоставимого характера (специалистов сканирования с опытом работы не менее 3-х лет, в том числе имеющих сертификаты по работе на планетарных сканерах и сертификаты специалистов проверки и ввода данных). Квалификация специалистов подтверждается копиями трудовых книжек, трудовых договоров, копией штатного расписания (выписка из штатного расписания); копиями документов, подтверждающую квалификацию работников, специалистов (операторов сканирования, операторов по индексированию) необходимых для оказания услуг сопоставимого характера.
3.2. Показатель - "Деловая репутация участника закупки". При оценке по данному показателю учитывается наличие у Участника конкурса положительных отзывов по результатам оказания услуг сопоставимого характера и объема, дипломов, грамот, благодарностей, выданных Участнику конкурса за оцифровку описей архивных документов российскими и международными организациями, федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Подтверждением служит представленная информация в составе заявки на участие в конкурсе (форма 3.1.5.2 "Деловая репутация Участника закупки"), подтвержденная копиями положительных отзывов по результатам оказания услуг сопоставимого характера и объема, дипломов, грамот, благодарностей, выданных Участнику конкурса за осуществление профессиональной деятельности российскими и международными организациями, федеральными и региональными органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления. В форме 3.1.5.2 "Деловая репутация Участника закупки" должны содержаться реквизиты документа: номер и дата, сведения о наименовании заказчика, предмете и цене государственного (муниципального) контракта и/или договора, номере закупки и реестровой записи".
На заседании Комиссии установлено, что по критерию "Квалификация участников закупки" не содержится определение понятия "услуг сопоставимого характера и объема", подлежащих оценке, в заявках участников Конкурса.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки на участие в Конкурсе, в том числе, ненадлежащие величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации, объектом закупки является оказание услуг по переводу описей фондов федеральных государственных архивов в формат электронных баз данных, а также загрузку файлов баз данных в программный комплекс "Архивный фонд".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнфоКомм" обоснованной в части установления ненадлежащим образом предельных величин значимости критериев оценки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 24.05.2016 по делу N К-830/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2016 г. N К-830-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2016