Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Управляющая строительная компания "Сибиряк" (далее - Заявитель) на действия Агентство государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении краевым государственным автономным учреждением "Региональный центр спортивных сооружений" (далее - Заказчик), Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта N ОК 2763/16 на выполнение комплекса строительно-монтажных, пусконаладочных работ с приобретением монтируемого оборудования по объекту: "Реконструкция спортивных сооружений Академии биатлона"" (номер извещения 0119200000116002001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика неправомерно установивших по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" условие о наличии опыта успешно выполненных контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов спорта.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 25.05.2016. Комиссией в целях полного всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента, объявлен перерыв до 26.05.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 11.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 275 581 720 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 08.06.2016
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Согласно Приложению к Правилам при закупки работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений Заказчик вправе установить минимальную значимость стоимостных критериев оценки - 30 % и максимальную значимость нестоимостных критериев оценки - 70 %.
В Конкурсной документации в том числе установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
Цена контракта - 60 %
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 60 % (далее - Критерий N 1).
В рамках Критерия N 1 установлен в том числе показатель: "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1)
Оценка по данному показателю осуществляется на основании предоставленной участником закупки информации об исполненных за последние 5 лет, предшествующих дате подачи заявок на участие в конкурсе, контрактах/договорах на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов спорта, при этом стоимость выполненных работ по каждому контракту/договору должна составлять не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в данном открытом конкурсе.
Под объектами спорта понимаются объекты недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения (согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
На заседании Комиссии, представитель Заявителя пояснил, что наличии опыта успешно выполненных контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов спорта не является объективным подтверждением квалификации участника Конкурса и ограничивает количество участников закупки, поскольку, оценки подлежат исключительно наличие контрактов на выполнение работ по строительству и/или реконструкции объектов спорта, что не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, так как потенциальный участник закупки может выполнять работы по строительству и/или реконструкции не только объектов спорта но и любых других объектов которые по своей технологической сложности не отличаются от объектов спорта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что оценка заявок по Показателю N 1 Критерия N 1 не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку оценки подлежат контракты на выполнение работ по строительству и/или реконструкции исключительно объектов спорта, что ограничивает количество участников закупки.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Управляющая строительная компания "Сибиряк" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.05.2016 N К-842/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 мая 2016 г. N К-842-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2016