Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МФС" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Дирекция единого заказчика-застройщика" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку хирургического оборудования для оснащения строящегося Федерального центра и оказание сопутствующих услуг для обеспечения ввода его в эксплуатацию (номер извещения 0373100003416000004) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено осуществление поставки товара, технологически и функционально не связанного друг с другом.
2. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к поставляемому оборудованию, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
3. В документации об Аукционе не содержатся показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров.
4. Заказчиком размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 11.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 87 925 160 ,94 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 14.06.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе объектом закупки является поставка оборудования для оснащения поликлиники и оказание сопутствующих услуг для обеспечения ввода его в эксплуатацию.
Частью 4 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики оборудования (деструктор игл, пульсоксиметр, оксиметр церебральный, аппарат электрохирургический с принадлежностями и др.), также требования к данному оборудованию.
Представители Заказчика на заседание Комиссии пояснили, что объект закупки составляет перечень оборудования, сформированного в соответствии со стандартами, проектно-сметной документацией и потребностью Заказчика в обеспечении непрерывного процесса оказания качественной поликлинической помощи.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что товары, являющиеся объектом закупки, технологически и функционально не связаны между собой.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе объектом закупки является поставка оборудования для оснащения поликлиники и оказание сопутствующих услуг для обеспечения ввода его в эксплуатацию.
Частью 4 "Технического задания" документации об Аукционе указаны требования, в том числе, к следующему оборудованию:
- Аппарат электрохирургический с принадлежностями: наличие режима монополярного фазированного сечения в гастроэнтерологии для полипэктомии; наличие режима монополярного фазированного сечения в гастроэнтерологии для папиллотомии;
- Набор микро-нейрохирургических инструментов: наличие микропинцета для захвата опухоли;
- Хирургическая навигационная система: наличие комплекта аксессуаров и инструментов для оториноларингологические хирургические вмешательства;
- Набор нейрохирургических инструментов для операций на голове: требование к валидированному сроку сохранения стерильности инструментов не менее 12 месяцев.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования, установленные к оборудованию, обусловлены потребностью специализированного лечебного учреждения, ориентированного на проведение лечебных мероприятий по отношению к сложным пациентам, а именно:
- требование о наличии режима монополярного фазированного сечения в гастроэнтерологии для полипэктомии; наличии режима монополярного фазированного сечения в гастроэнтерологии для папиллотомии в аппарате электрохирургическом с принадлежностями обусловлено проведением вмешательств в гастроэнтерологию, а также при пересечении ножки полипа с минимальной кровопотерей при локализации подобных образований, например, в носовой и ротовой полостях.
- требование о наличии микропинцета для захвата опухоли в наборе микро-нейрохирургических инструментов обусловлено использованием микропинцета при совершении нейрохирургической операции на головном мозге, название указанного микропинцета установлено для отличия от иных микропинцетов;
- требование о наличии комплекта аксессуаров и инструментов для оториноларингологические хирургические вмешательства в хирургической навигационной системе обусловлено обеспечением навигационного контроля во время любых доступов к основанию черепа.
- требование к валидированному сроку сохранения стерильности инструментов не менее 12 месяцев в наборе нейрохирургических инструментов для операций на голове обусловлено тем, что процесс стериализации негативно сказывается на инструменте и рестерилизация без фактического использования влечет увеличение естественного износа.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что установленные требования к оборудованию, являются избыточными, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В части 4 "Технического задания" документации об Аукционе установлено требование к материалу в наборе нейрохирургических инструментов для операций на голове: медицинская сталь марки x46Cr13 1.4034 или эквивалент.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 16.05.2016, 19.05.2016, 23.05.2016 в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе N РД1, N РД2, N РД3 без указания предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушения Закона о контрактной системе, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МФС" обоснованной в части размещения в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе без указания предмета запроса.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 30.05.2016 по делу N К-860/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 мая 2016 г. N К-860-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2016