На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Государственным казенным учреждением Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" (далее - Заказчик), Уполномоченным органом, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде, Солнечный бульвар". 2 этап. Образование территории площадью 33,85 га с консолидацией грунтов на о. Октябрьском. Завершение работ. (номер извещения 0135200000516000383) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа:
1. Документация об Аукционе не содержит информацию о размере обеспечения исполнения контракта в случае снижения начальной максимальной цены контракта на 25 и более процентов.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование к обладанию участником закупки исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности.
3. В документации об Аукционе отсутствует требование к участникам закупки о наличии в составе заявки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Рассмотрение настоящего обращения назначено на 31.05.2016. Комиссией в целях полного, всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, объявлен перерыв до 01.06.2016.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 29.04.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 117 530 740 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
4) на основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
1. В соответствие с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системы, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системы.
В пункте 5.5 извещения о проведении Аукциона документации об Аукционе установлено: "Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 117 530 740,00 рублей.
В пункте 12.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено:
"Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 30% от начальной (максимальной) цены Контракта, а именно 35 259 222 рубля".
В пункте 12.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено:
"В случае представления по результатам проведения аукциона в электронной форме предложения о цене Контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта участник закупки при подписании Контракта обязан представить обеспечение исполнения Контракта, в размере в полтора раза превышающий размер обеспечения исполнения Контракта".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок применения антидемпинговых мер не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе, установленное пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование, об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что предметом Аукциона является доставка песка для отсыпки территории 33,85 га (завершение работ) с консолидацией грунтов и строительно- монтажные работы, в рамках которого Заказчиком, Уполномоченным органом не приобретаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, указанное требование установлено в соответствии с требованиями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что работы, предусмотренные Техническим заданием документации об Аукционе не предусматривают и не входят в перечень работ, при выполнении которых участнику закупки необходимо иметь свидетельства саморегулируемой организации о допуске к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации).
В соответствии с приложением N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В пункте 33 Информационной карты документации об Аукционе в том числе установлено:
"К участникам закупки устанавливаются следующие дополнительные требования (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"): наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится аукцион в электронной форме."
В Техническом задании документации об Аукционе установлено, что подрядчику необходимо выполнить работы по образованию территории площадью 33,85 га с консолидацией грунтов на острове Октябрьском в соответствии с локальной сметой N 2 на доставку песка для отсыпки территории 33,85 га (завершение работ)".
Вместе с тем в локально сметном расчете N 2 документации об Аукционе установлено следующие:
"Песок природный, для строительных работ, мелкий м3; Перевозка грузов 1 класса автомобилями самосвалами грузоподъёмностью 10 тонн, работающих вне карьера на расстояние до 48 км, 1 т груза; Погрузка/Разгрузка при автомобильных перевозках песка (выгрузка учитывает перекидку и штабилирование) 1 тонна груза".
Также, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не пояснили Комиссии, какие именно строительное монтажные работы будут выполняться при исполнение контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что работы предусмотренные Техническим заданием документации об Аукционе не могут быть отнесены к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. В связи чем, в извещении о проведении Аукциона неправомерно установлено требование о наличии у участника опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по причине того, что на участие в Аукционе подана только одна заявка от участника закупки, которая соответствует требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела от 01.06.2016 ВП-277/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2016 г. N ВП-277-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2016