На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Бизнес Решения" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Конкурсной комиссии Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Министерством энергетики Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по информационно-аналитическому обеспечению осуществляемых мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования нефти и нефтепродуктов при хранении и перевозках автомобильным, железнодорожным и водным видами транспорта в зимне - весенне - летне - осеннем периоде (номер извещения 0173100008316000044) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно осуществившей оценку заявок на участие в конкурсе, на основе критерия, не указанного в Конкурсной документации.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено проведение внеплановой проверки с 31.05.2016 на 02.06.2016.
Представители Заказчика согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -11.04.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) количество заявок, соответствующих требованиям конкурсной документации - 2;
6) победителем Конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоНефтеГазСервис" с предложением о цене контракта 10 000 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), с соответствующими значениями значимости 60%, 40%, а также коэффициентами значимостей 0,6;0,4.
Критерий содержит, в том числе показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", согласно которому оценивается количество ранее выполненных работ и/или оказанных услуг сопоставимого характера и объема. Работами/услугами сопоставимого характера и объема считаются подтвержденные копиями документов выполненные работы и/или оказанные услуги федеральным органам государственной власти и/или органам государственной власти субъектов Российской Федерации и/или подведомственным им организациям по анализу и (или) исследованию показателей нефти и нефтепродуктов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности их использования, со сроком исполнения в период 2011-2015 годов стоимостью представляемого в подтверждение выполнения работ/оказания услуг государственного контракта (договора) не менее 45% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации.
Согласно представленному представителем Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 06.05.2016 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) и заявке Заявителя, по нестоимостному критерию присвоено количественное значение - 0.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при оценке заявок на участие в Конкурсе руководствовались критериями, указанными в Конкурсной документации с соответствующим указанием критериев в Протоколе рассмотрения и оценки заявок, а также в составе своей заявки Заявителем представлено семь договоров, которые не соответствуют условиям критерия, в том числе по договору N 3041-Э.13.1 заказчиком является коммерческая организация, что не соответствует субъектному составу по показателю, а иные договоры в части относимости выполненных работ (оказанных услуг) по анализу и (или) исследованию показателей нефти и нефтепродуктов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности их использования, со сроком исполнения в период 2011-2015 годов не соответствуют предмету показателя.
Вместе с тем, Заявителем не заседании Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения и оценки заявок, должен содержаться, в том числе порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при составлении приложения N 1 к Протоколу рассмотрения и оценки заявок допущена техническая ошибка, выразившаяся в указании в качестве наименования показателя критерия "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг, в шт", при этом при оценке заявок на участие в Конкурсе руководствовались критериями, указанными в Конкурсной документации с соответствующим указанием критериев в Протоколе рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии при составлении Протокола рассмотрения и оценки заявок нарушают часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (поставщика, подрядчика), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 02.06.2016 по делу N ВП - 279/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 июня 2016 г. N ВП-279-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2016