На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Альтернатива" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мебели (номер извещения 0173100010816000036) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.05.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 994 866 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 30.05.2016;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 5 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 756 098,16 рублей;
8) победителем Аукциона признано ООО "СТУДИЯ ДИЗАЙНА" с минимальным предложением о цене контракта 756 098,16 рублей.
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 27.05.2016 N 0173100010816000036-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "11" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, содержащейся в заявке Заявителя на участие в Аукционе требованиям Технической части документации об Аукционе, а также непредоставлением информации, предусмотренной Технической частью документации об Аукционе, а именно: пункт 3 "Тумба подкатная". Требуемый параметр и значение: "Вес тумбы <30 кг". Предложение участника: "Вес тумбы 30,5 кг"; пункт 4 "Тумба приставная". Требуемый параметр и значение: "Вес тумбы <35 кг". Предложение участника: "Вес тумбы 36 кг"; пункт 5 "Шкаф тип 1". Требуемый параметр и значение: "В нижней части шкафа должны быть расположены вкладные двери из дсп толщиной >15 мм...". Предложение участника: "В нижней части шкафа должны быть расположены вкладные двери из дсп толщиной 14 мм..."; пункт 7 "Шкаф тип 1". Требуемый параметр и значение: "В нижней части шкафа должны быть расположены вкладные двери из ЛДСП толщиной >15 мм...". Предложение участника: "В нижней части шкафа расположены вкладные двери из ЛДСП толщиной 14 мм..."; пункт 9 "Стул". Предложение участника: "Размеры (ШхВхГ) 540хот805хот530 мм". Не представлены конкретные значения по показателям высота и глубина; пункт 10 "Кресло". Требуемый параметр и значение: "Высота спинки >530 мм". Предложение участника: "Высота спинки 460 мм".
Пунктом 3.3.1 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "разъяснение и применение понятий, используемых в показателях материалов: "Не более" или "не больше" или "не свыше" или "не выше" или "не превышает" или "не превышать" или символ "" указанный после установленного значения или символ "
" указанный перед требуемым значением: означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; "Не менее" или "не меньше" или символ "
" указанный после установленного значения или символ "
" указанный перед установленным значением: означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Более" или "больше" или "свыше" или "выше" или "превышает" или "превышать" или символ ">" указанный после установленного значения или символ "<" указанный перед установленном значением: означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Менее" или "меньше" или "ниже" или символ ">" указанный перед установленным значением или символ "<" указанный после установленного значения: означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение".
Пунктами 3, 4 Технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Тумба подкатная. Вес тумбы <30 кг; Тумба приставная. Вес тумбы <35 кг".
Комиссия установила, что пункты 3, 4 заявки содержат, в том числе, следующее: "Тумба подкатная. Вес тумбы 30,5 кг; Тумба приставная. Вес тумбы 36 кг", что соответствует требованиям пунктов 3, 4 Технической части документации об Аукционе, пункту 3.3.1 документации об Аукционе.
Пунктами 5, 7, 10 Технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования соответственно: "Шкаф тип 1. В нижней части шкафа должны быть расположены вкладные двери из дсп толщиной >15 мм; Шкаф тип 3. В нижней части шкафа должны быть расположены вкладные двери из ЛДСП толщиной >15 мм; Кресло. Высота спинки >530 мм".
Комиссия установила, что пункты 5, 7, 10 заявки содержат, в том числе, следующее: "Шкаф тип 1. В нижней части шкафа расположены вкладные двери из дсп толщиной 14 мм; Шкаф тип 3. В нижней части шкафа расположены вкладные двери из ЛДСП толщиной 14 мм; Кресло. Высота спинки 460 мм", что соответствует требованиям пунктов 3, 4 Технической части документации об Аукционе, пункту 3.3.1 документации об Аукционе.
Пунктом 9 Технической части документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к товару "Стул": "Размеры (ШхВхГ) 540хот805хот530 мм".
Комиссия установила, что пункт 9 заявки содержит, в том числе, следующее: "Стул. Размеры (ШхВхГ) 540хот805хот530 мм".
Пунктом 3.3.1 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "в части представления конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара в заявке участника не допускается указание словосочетаний "должен быть" / "должно быть", "не менее" / "не более", "менее" / "более", "не хуже" / "лучше", "выше" / "ниже", "меньше" / "больше", ">" / "<", "" / "
", "превышает" / "не превышает", "превышать" / "не превышать", "или", "+/-", "свыше", по отношению к характеристикам поставляемых товаров".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в связи с технической ошибкой при публикации, в ЕИС размещена другая версия документации об Аукционе, содержащая, например: указанные в пункте 3.3.1 документации об Аукционе значения символов ("<", ">") и понятий ("не менее", "не более"), используемых в Технической части документации об Аукционе. При этом, рассмотрение заявок производилось Аукционной комиссией в соответствии с документацией об Аукционе, не размещенной в ЕИС.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего ненадлежащую документацию об Аукционе, нарушают часть 1 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить порядок указания показателей участниками закупки в своих заявках, так как Заказчиком не размещена в ЕИС документация об Аукционе, в соответствии с которой производилось рассмотрение заявок на участие в Аукционе.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии установлено, что Техническая часть документации об Аукционе содержит требования к товарам, не позволяющие участникам закупки представить в составе заявки соответствующие конкретные показатели товаров. Так, например, пункт 10: "Кресло. Газпатрон должен быть усиленный и выдерживать максимальную нагрузку до 100 кг. Максимальная статическая нагрузка не менее 100 кг".
Пунктом 4 Технической части документации об Аукционе установлено следующее: "Тумба приставная". В конструкции тумбы должна быть предусмотрена верхняя столешница, расположенная на высоте 750 мм от пола, которая должна быть закреплена поперечной т-образной распоркой из того же материала. Размеры (ШхГхВ) не должны быть менее 474 х 524 х < 755 мм".
Учитывая необходимость указания в заявке на участие в Аукционе конкретных показателей, диапазонное значение высоты распорки верхней столешницы ("< 755") вводит в заблуждение участников закупки, так как только одно конкретное значение указанного диапазона соответствует требованию Заказчика о высоте расположения верхней столешницы на 750 мм от пола.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования к товарам нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, а также не размещена надлежащим образом в ЕИС документация об Аукционе, в соответствии с которой производилось рассмотрение заявок участников на участие в Аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участнику закупки с порядковым номером заявки "9" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 17.06.2016 по делу N ВП - 303/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 июня 2016 г. N ВП-303-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2016