Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Стиллаг" (далее - Заявитель) на действия Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку технологического и холодильного оборудования продовольственной службы (номер извещения 0173100012516000260) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Техническое задание документации об Аукционе содержит неправомерное требование об указании товарного знака предприятия-изготовителя на товарах: "Котел пищеварочный паровой Тип 5", "Мясорубка электрическая Тип 2".
2. Документация об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товаров, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе конкретное значение показателя повышения температуры выключения компрессора товаров "Шкаф холодильный Тип 1", "Шкаф холодильный Тип 2", "Шкаф холодильный Тип 3".
3. Документация об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товара "Шкаф холодильный Тип 4", которые не соответствуют продукции ни одного производителя.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.05.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 36 227 060,01 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Техническое задание документации об Аукционе содержит неправомерное требование об указании товарного знака предприятия-изготовителя на товарах: "Котел пищеварочный паровой Тип 5", "Мясорубка электрическая Тип 2".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктами 7, 17 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "7. На изделии должна быть прикреплена табличка, содержащая следующие данные: товарный знак предприятия-изготовителя; 17. На задней облицовке должна быть прикреплена табличка, содержащая: обозначение мясорубки, товарный знак предприятия-изготовителя".
При этом пунктом 4.6 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "При описании конкретных показателей, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования страны происхождения товара должно осуществляться по каждой позиции (каждому пункту) составляющей лот, указанной в пункте 9.1 документации об аукционе. Указание сведений и информации, не позволяющее сопоставить (соотнести) их с вышеуказанными позициями (пунктами) составляющими лот, будет являться несоответствием требованиям документации об аукционе".
Таким образом, документация об Аукционе содержит требование об обязательном наличии товарного знака у товаров "Котел пищеварочный паровой Тип 5", "Мясорубка электрическая Тип 2", что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащее описание объекта закупки, требования к содержанию заявки нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе конкретное значение показателя повышения заданной температуры, при котором происходит включение компрессора холодильного шкафа.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктами 26, 27, 28 Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам "Шкаф холодильный Тип 1", "Шкаф холодильный Тип 2", "Шкаф холодильный Тип 3" соответственно: "Компрессор изделия должен работать циклично, выключаясь при достижении заданной температуры, и включаясь при повышении ее на 2-3°С".
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что производители холодильных шкафов указывают только диапазонное значение показателя повышения заданной температуры, при котором происходит включение компрессора холодильного шкафа, и представил паспорт холодильного шкафа 0,5СК марки "Капри", согласно которому "компрессор изделия должен работать циклично, выключаясь при достижении заданной температуры, и включаясь при повышении ее на 2-3°С".
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что имеются холодильные шкафы, паспорт которых содержит конкретное значение показателя повышения заданной температуры для включения компрессора холодильного шкафа, и представил паспорт холодильного шкафа марки "ШХ-370-М", согласно которому "компрессор изделия должен работать циклично, выключаясь при достижении заданной температуры, и включаясь при повышении ее на 3°С", а также представил графическое изображение с сайта http://www.stolovay.ru, согласно которому компрессор холодильного шкафа ASB 112 производителя "Еврокомфорт" работает циклично, выключаясь при достижении заданной температуры, и включаясь при повышении ее на 3°С".
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что холодильные шкафы имеют диапазонное значение указанного показателя, в связи с чем невозможно предоставить конкретное значение.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит требования к техническим характеристикам товара "Шкаф холодильный Тип 4", которые не соответствуют продукции ни одного производителя, а именно: наличие светового бокса в холодильном шкафу с металлическими дверями.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и представил документы и сведения, подтверждающие наличие холодильных шкафов с металлическими дверями и световыми боксами.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требования к техническим характеристикам товара "Шкаф холодильный Тип 4", а именно: наличие светового бокса в холодильном шкафу с металлическими дверями, не соответствуют продукции ни одного производителя.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 4.6 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "В случае, если в пункте 9.2. документации об аукционе Заказчиком в документации об аукционе значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика, имеют несколько значений (вариативность), возможность использования которых одновременно или поочередно обеспечивается характеристиками товара, участник закупки должен указать в заявке на участие в аукционе конкретные показатели с указанием нескольких таких значений, соответствующих требованиям документации об аукционе".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в каких именно случаях и в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, имеющие несколько значений (вариативность) и возможность использования которых одновременно или поочередно обеспечивается характеристиками товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый дом "Стиллаг" обоснованной в части установления в описании объекта закупки требования к наличию товарного знака.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комисси предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.06.2016 по делу N К - 950/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июня 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2016