Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Сельстрой" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Республики Тыва "ГОССТРОЙЗАКАЗ" (далее - Заказчик), Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Терапевтический корпус на 240 коек в г. Кызыле" (номер извещения 0112200000816001947) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению соответствующих строительных работ".
2. В Конкурсной документации установлены ненадлежащие показатели товаров, а также имеются указания товарные знаки без указания слов "или эквивалент", что нарушает положения Закона о контрактной системе и не позволяет надлежащим образом сформировать свое предложение и подать заявку на участие в Конкурсе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru
(далее - ЕИС) - 28.04.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 460 500 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.06.2016
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 04.07.2016.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению соответствующих строительных работ", а именно:
- установление положений о необходимости наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 4 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе не правомерно, а также не соответствует положениям постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), поскольку согласно Постановлению N 99 должны приниматься контракты за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085
"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Таким образом, согласно положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе порядок оценки заявок устанавливается в соответствии с Правилами оценки заявок, а не на основании Постановления N 99.
При этом исходя из сформированного объекта закупки, а также действующим на момент размещения извещения о проведении закупки законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса, в связи с чем дополнительные требования к участникам Конкурса, предусмотренные Постановлением N 99, в Конкурсной документации не установлены.
Таким образом, довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, в Конкурсной документации установлены ненадлежащие показатели товаров, а также имеются указания на товарные знаки без указания слов "или эквивалент", что нарушает положения Закона о контрактной системе и не позволяет надлежащим образом сформировать свое предложение и подать заявку на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 3.5.9.8. Конкурсной документации "при указании в части III Технической части настоящей документации на товарный знак, его следует читать со словом "или эквивалент". Участник имеет право предоставить предложение о товаре, который будет поставляться или использоваться при выполнении работ, оказании услуг, эквивалентный установленному в Техническом задании. Эквивалентность определяется по установленным показателям.
При этом Заявителем на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно решению комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 28.06.2016 по делу N К - 1009/16 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пунктов
1, 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неразмещении в ЕИС проектно-сметной документацию в полном объеме, установлении ненадлежащих требований к содержанию и составу заявок, ненадлежащей инструкции по заполнению заявок, а также в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сельстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 4, 9, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что на основании решения от 28.06.2016 по делу
N К-1009/16 Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по данному делу предписание не выдается.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям на основании решения от 28.06.2016 по делу N К-1009/16 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2016 г. N К-1049-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2016