Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Лига" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Содействие в организации и проведении Международного молодежного образовательного форума "Итуруп" (номер извещения 0173100003516000075) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг и осуществление поставки товара, технологически и функционально не связанного друг с другом.
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции не раскрывают значение терминов "приблизительно" и "около".
3. Техническое задание документации об Аукционе содержит невыполнимые требования в отношении приобретения авиабилетов.
4. Техническое задание документации об Аукционе содержит противоречивые требования в отношении разработки макетов.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 24.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 17 100 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 11.07.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по приобретению авиабилетов и осуществлению обеспечения рабочей группы промо-материалами, что технологически и функционально не связанно друг с другом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является оказание услуг по организации трансфера участников, экспертов и гостей из г. Москвы до места проведения Международного молодежного образовательного форума "Итуруп" (далее - Форум). В рамках оказания услуг Исполнителем формируется организационная группа, которая будет работать с представителем Заказчика при оформлении документов (билетов), а так же данная организационная группа будет сопровождать участников Форума во время вылета и прилета, передавать им все необходимые документы (билеты). Для организации вылета и прилета в аэропорту должен быть установлен баннер (roll-up), а вся организационная группа должна выделяться на фоне остальных пассажиров аэропорта, для чего и изготавливается промо-материал. Для Заказчика все вышеперечисленные услуги (работа организационной группы, приобретение авиабилетов, установка баннера и обеспечение организационной группы промо- материалом) являются единым функционально связанным комплексом услуг.
Вместе с тем, на заседание Комиссии не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что услуги, являющиеся объектом закупки технологически и функционально не связаны между собой, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции не раскрывают значение терминов "приблизительно" и "около".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 4 Технического задания документации об Аукционе установлено требование к поставляемому товару:
"1. Свитшоты - 3 шт.
Характеристика свитшотов: состав ткани должен быть футер приблизительно 80% хлопок + около 20% п/э".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с пунктом 3.2.2.3.документации об Аукционе установлены требования к заявке, согласно которым при описании характеристик используемых товаров не допускается использование слов "приблизительно", "около". Таким образом, участнику закупки необходимо исключить указанные слова и указать конкретные значения показателей.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что пункт 4 Технического задания документации об Аукционе также содержит сведения о сверхподробном описании состава товаров, конкретные показатели которых необходимо указать участникам закупки в составе своих заявок, например:
"1. Свитшоты:
Плотность: 240-250 гр/м2. Модель: должен быть длинный рукав, должна быть горловина, рукав и низ изделия должны быть обработаны манжетой из стрейч-кулира; рибаны в тон изделия (цвет рибаны и изделия должны совпадать на более чем 95%; цвет стрейч-кулира и изделия должны совпадать на более чем 95%). Рибана: плотность не менее 240 г/м, состав: не менее 95*% хлопок, не более 5% лайкры. Горловина должна быть обработана лентой. Плечевые швы должны быть отстрочены фигурным, двойным швом.
4. Блокноты А4.
Блок: около 50 листов, бумага должна быть белая, офсетная, плотностью не менее *75 г/м, печать в блоке не менее 2+0. Сборка блокнота по короткой стороне на металлическую пружину; по длинной стороне на пластиковую пружину, пружина должна быть серебристого цвета или белая с перламутровым металлическим блеском".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показатели товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведений о химическом составе товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемых при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, технологиях, применяемых при изготовлении такого товара.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не являлось основанием для отклонения заявок.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе содержатся невыполнимые требования, в отношении приобретения авиабилетов, так как по указанным маршрутам невозможно приобрести билеты.
Согласно пункту 3 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие сведения:
"1. Приобретение авиабилетов эконом класса по маршрутам:
- 31.08.16 Ю.Сахалинск - 28.08.16 Москва (4 места);
2. Приобретение авиабилетов бизнес класса по маршрутам:
- 31.08.16 Ю.Сахалинск - 28.08.16 Москва (2 места)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что пункт 3 Технического задания документации об Аукционе содержит план-график перелетов, при этом Заказчиком допущена техническая ошибка в отношении вышеуказанных дат.
Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые сведения в отношении дат перелетов в документации об Аукционе нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии дополнил, что при рассмотрении первых частей заявок учитываются только показатели в отношении товаров, при этом даты перелетов не подлежат рассмотрению.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены противоречивые требования в отношении разработки макетов.
Согласно пункту 4 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования:
"Исполнитель должен разработать и согласовать с Заказчиком в течение 10 дней с момента заключения Государственного контракта дизайн-макеты промо-материалов, а именно свитшотов, ручек, планшетов, блокнотов и стендов.
1. Свитшот. Окончательный макет должен быть согласован с представителем Заказчика в течение 1 дня с момента заключения государственного контракта".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком допущена техническая ошибка, поскольку требование о согласовании окончательного макета с представителем Заказчика в течение 1 дня с момента заключения государственного контракта не применяется.
Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивую информацию в отношении объекта закупки в документации об Аукционе нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лига" обоснованной в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, в части невыполнимых требований в отношении приобретения авиабилетов, в части противоречивых требований в отношении разработки макетов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 11.07.2016 по делу N К-1102/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 июля 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2016