Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Гипротяжмаш" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "2-й Центр заказчика-застройщика внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проектно-изыскательские работы объекта "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 6762, с. Золушка, г. Пятигорск, Ставропольский край" (номер извещения 0358100000216000016) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по проектно-изыскательским видам работ" критерия оценки "Квалификация участников закупки, опыта работы по проектно-изыскательским видам работ, специалистов определенного уровня квалификации".
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационно системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 27.06.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 120 593 707,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.07.2016.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки установлено, что заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в том числе: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация).
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки Квалификации может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Квалификация участников закупки, опыта работы по проектно-изыскательским видам работ, специалистов определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 40%.
По критерию "Квалификация участников закупки, опыта работы по проектно-изыскательским видам работ, специалистов определенного уровня квалификации" установлен, в том числе показатель "Опыт участника закупки по проектно-изыскательским видам работ" (далее - Показатель).
По Показателю комиссия оценивает "опыт выполнения проектно-изыскательских работ участником открытого конкурса за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов: - копии положительных заключений экспертизы подтвержденных договорами (контрактами) на выполнение проектных и изыскательских видов работ":
Согласно установленному в Конкурсной документации порядку оценки:
- при отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения необходимых документов - 0 баллов;
- менее чем на 2 и более положительных заключений экспертизы подтвержденных договорами (контрактами) на выполнение проектных и изыскательских видов работ от максимального количества положительных заключений экспертизы подтвержденных договорами (контрактами) на выполнение проектных и изыскательских видов работ представленных в составе заявок - 20 баллов;
- менее чем на 1 положительное заключение экспертизы подтвержденных договорами (контрактами) на выполнение проектных и изыскательских видов работ от максимального количества положительных заключений экспертизы подтвержденных договорами (контрактами) на выполнение проектных и изыскательских видов работ представленных в составе заявок - 50 баллов;
- максимальное количество положительных заключений экспертизы подтвержденных договорами (контрактами) на выполнение проектных и изыскательских видов работ представленных в составе заявок - 100 баллов.
Согласно установленному Заказчиком в Конкурсной документации порядку оценки по Показателю не представляется возможным установить, в каком случае заявка на участие в Конкурсе получит 50 баллов, поскольку значение "менее чем на 1" равно 0, то есть одновременно соответствует максимальному количеству положительных заключений экспертизы.
Кроме того, в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком не установлен объем работ, подтверждающий необходимую квалификацию участника закупки.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный в Конкурсной документации Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования, в том числе, к составу заявки на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
Пунктом 21.1 раздела 21 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" Конкурсной документации установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование о предоставлении в заявке на участие в Конкурсе документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанному в пункте 21.1 раздела 21 Конкурсной документации запрету.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют требованиям подпункта "з" пункта 1 части 2 статьи 51 и нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 21.1 раздела 21 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" Конкурсной документации запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турции.
Подпунктом "б" пункта 5.1.4 раздела 5 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации установлено требование о предоставлении участником закупки в заявке на участие в Конкурсе документов, подтверждающих соответствие участника требованиям Постановления N 1457, а именно: "Организации под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые гражданами Турции и (или) организациями, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики не вправе выполнять работы, оказывать услуги для государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457)".
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления Правительства Российской Федерации N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории российской федерации организациями, находящимися под юрисдикцией турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией турецкой республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении Конкурса.
Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая изложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о предоставлении участником закупки в заявке декларации о соответствии требованиям Постановления N 1457 нарушает часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения в пунктах 1, 3 настоящего решения содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершения которых предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в Конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 5.1.8 раздела 5 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе либо банковская гарантия).
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к документам, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе надлежащим образом, что не соответствует пункту 2 части 2 статьи 51 и нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения в пунктах 2, 4 настоящего решения содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершения которых предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Гипротяжмаш" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июля 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2016