Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АТБ-Инвест" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Аукционная комиссия), АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство магистральных водоводов от водозабора "Солнечное" до ВОС "Дюны" и от ВОС "Дюны" до пос. Белоостров, пос. Солнечное, пос. Репино, пос. Комарово (номер извещения 0572500000117000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена единица измерения показателя "вес" товара "Вставка демонтажная фланцевая", а именно: "кг";
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товару "Тройник";
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товару "Фланцы";
4. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к показателю "Марка щебня по истираемости в полочном барабане" товара "Бетон";
5. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ;
6. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку в указанной инструкции отсутствует порядок указания значений показателей, сопровождающихся словами "от", "до" и символами "_", "-".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 984 362 590, 36 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.09.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлена единица измерения показателя "вес" товара "Вставка демонтажная фланцевая", а именно: "кг".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Приложении N 7 "Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, удовлетворяющим потребности заказчика или показатели эквивалентности товара, используемого при выполнении работ" к Техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 7) установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: "234. Вставка демонтажная фланцевая. Вес: менее 35 кг; 235. Вставка демонтажная фланцевая. Вес: менее 40 кг; 236. Вставка демонтажная фланцевая. Вес: менее 60 кг; 237. Вставка демонтажная фланцевая. Вес: менее 90 кг".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное положение Технического задания документации об Аукционе установлено в соответствии с потребностью Заказчика на основании мониторинга рынка товаров, поскольку производители товара данного товара указывают характеристику "вес" в единице измерения "кг".
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товару "Тройник".
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: "79. Тройник. должен быть предназначен для соединения трех трубопроводов одинакового диаметра, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно- питьевого водоснабжения. Угол: 90°. Номинальный наружный диаметр: 315х110х315 мм".
Аналогичные требования к товару "Тройник" установлены в позициях NN 101, 153, 154, 155, 238 Приложения N 7.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что установление положения в отношении "одинакового диаметра" при описании характеристик указанных товаров является технической ошибкой.
Таким образом, указанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товару "Фланцы".
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: "54. Фланцы. Требуется фланец стальной плоский приварной, выполненный по ГОСТ 33259-2015 и расточенный под наружный диаметр трубы ПЭ для удобства насаживания плоского фланца на полиэтиленовую втулку. Окончание втулки должно привариваться к окончанию полиэтиленовой трубы".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное положение Технического задания документации об Аукционе установлено в соответствии с потребностью Заказчика на основании мониторинга рынка товаров.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к показателю "Марка щебня по истираемости в полочном барабане" товара "Бетон", а именно: Заказчиком установлено нестандартное значение показателя ("И1"/"ИI"), при этом не представляется возможным установить какое значение показателя необходимо указать участнику закупки в заявке на участие в Аукционе.
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: "180. Бетон. Марка щебня по истираемости в полочном барабане: не ниже И-I. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 8267-93".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что требования к показателю "Марка щебня по истираемости в полочном барабане" товара "Бетон" установлены в соответствии с требованиями ГОСТ, в связи с чем участнику закупки при заполнении заявки на участие в Аукционе по указанному показателю необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ, а также инструкции, содержащейся в документации об Аукционе.
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что значения указанного показателя "И1" и "ИI" являются синонимами.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие характеристики товаров, используемых при выполнении работ (примеры): "67. Щебень. Потеря массы при сжатии (раздавливании) в цилиндре: не более 16 %. Содержание зерен слабых пород в щебне должно быть не более 5 %. Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 2,0% по массе. Содержание глины в комках: не более 0,25% по массе. Потеря массы при распаде: не более 3%; 129. Трубы напорные. Относительное удлинение при разрыве, %: не менее 350. Изменение длины трубы после прогрева, %: не более 3".
Кроме того, аналогичные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров установлены в иных пунктах Приложения N 7.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку в указанной инструкции отсутствует порядок указания значений показателей, сопровождающихся словами "от", "до" и символами "_", "-", что не позволяет установить порядок указания значений показателей в отношении товаров "Шток телескопический", "Опорная плита", "Доски".
В инструкции по заполнению заявок, содержащейся в документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее: "В случае если Заказчиком установлен показатель со словами "не менее", "не ниже", "от" и их синонимов то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, установленного Заказчиком;
В случае если Заказчиком установлен показатель со словами "не более", "не выше", "до" и их синонимов то Участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно значению, установленного Заказчиком. В диапазоне всегда указываются температура эксплуатации, температура применения, величины отклонений и их синонимов. Конкретные значения всегда указываются для геометрических размеров товара, массы изделий, марок, классов, категорий и иных параметров, которые не могут изменяться для конкретного товара согласно указанной нормативной документации".
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ: "149. Шток телескопический. Условный диаметр регулируемой арматуры: от 65 мм до 80 мм. Регулируемая длина штока: от 1450-1500 мм до 2700-2750 мм; 152. Опорная плита. Высота корпуса: 70-75 мм. Внешний диаметр корпуса: 280-290 мм. Внутренний диаметр корпуса: 140-145 мм. 1. Доски. Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине: не более _2,0 мм. Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине: не более _2,0 мм".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что инструкция по заполнению заявок, содержащаяся в документация об Аукционе, содержит порядок указания значений показателей, сопровождающихся словами "от", "до".
Также представители Заказчика, сообщили, что указанные значения показателей товара "Доски" являются величиной отклонения и подлежат указанию в соответствии с правилами указания таких показателей, установленными в инструкции по заполнению заявок документации об Аукционе.
Кроме того, в отношении указанных показателей товара "Опорная плита" представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные требования являются геометрическими размерами товара, и подлежат указанию в соответствии с правилами указания таких показателей, установленными в инструкции по заполнению заявок документации об Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившему в силу 10.06.2017, Постановление Правительства N 1457 утратило силу.
В разделе "Условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных нужд организациям:
-находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики;
-контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Установлено пунктом 5 перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Изменения в извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС - 16.08.2017.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о непринадлежности участника к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АТБ-Инвест" обоснованной в части установления противоречивых требований в отношении диаметра товара "Тройник", а также требований к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, результатов испытаний таких товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 29.08.2017 N К-1112/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2017 г. N К-1112-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017