Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Барышский мясокомбинат"(далее - Заявитель) на действияФедеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на закупку индивидуальных рационов питания (ИРП), одноразовых (промежуточных) рационов питания (ОПРП), рационов выживания (РВ)(номер извещения 0195400000217000237), и в результате проведения внеплановой проверки в части доводов Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 29.08.2017 на 30.08.2017.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) разместившего извещение о проведении Аукциона без внесения соответствующих изменений в план-график закупок;
2) установившегов документации об Аукционе требования к товарам, входящим в состав рационов питания;
3) установившего в документации об Аукционе требование об указании в первой части заявки на участие в Аукционе конкретного значения цвета бульона в нагретом состоянии консервов мясных - "говядина тушеная высший сорт", входящим в состав индивидуальных рационов питания, значение которого становится известным при испытании определенной партии товара после его производства;
4) определившего начальную (максимальную) цену контракта с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
5) установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе информацию о порядке осуществления Заказчиком приемки поставленного товара с нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
6) установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе требование к поставщику о предоставлении перед началом процедуры оценки соответствия товара свидетельства о членстве поставщика и производителя товара в саморегулируемых организациях.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовалв соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 205 606 841,33 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.09.2017.
1. Частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок.
Частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие аукционе. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
На заседании Комиссии установлено, что 14.08.2017 Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на закупку индивидуальных рационов питания (ИРП), одноразовых (промежуточных) рационов питания (ОПРП), рационов выживания (РВ) (номер извещения 0195400000217000234, идентификационный код закупки: 171772237786677220100102860011089223). При этом 15.08.2017 указанноеопределение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе отменено.
Вместе с тем15.08.2017 Заказчиком повторно размещено извещение о проведении Аукциона (номер извещения 0195400000217000237, идентификационный код закупки: 171772237786677220100102860011089223).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в связи со сменой адреса электронной площадки, на котором проводятся электронные аукционы, Заказчиком принято решение отменить электронный аукцион (номер извещения 0195400000217000234) и повторно разместить извещение о проведении Аукциона (номер извещения 0195400000217000237).
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, разместившего в ЕИС извещение о проведении Аукциона без внесения соответствующих изменений в план-график, нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Из жалобы заявителя следует, что Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе установил в документации об Аукционе требования к товарам, входящим в состав рационов питания, в том числе требования к бульонув нагретом состоянии консервов мясных - "говядина тушеная высший сорт", входящим в состав индивидуальных рационов питания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки являются рационы питания.
Приложением N 1 к документации об Аукционе установлены требования к рационам питания, а также товарам, входящим в состав таких рационов питания, в том числе требования к бульону консервов мясных - "говядина тушеная высший сорт", входящим в состав индивидуальных рационов питания.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам, входящим состав рационов питания, установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Согласно изложенному Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к товарам, входящим в состав рационов питания, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Приложением N 1 к документации об Аукционе установлены требованияк цвету бульона в нагретом состоянии консервов мясных - "говядина тушеная высший сорт", входящих в состав индивидуальных рационов питания: "должен иметь цветотжелтоватогодосветло-коричневого".
Согласно пункту 4.6 раздела 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе (Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе)" значения показателей "цвет" указываются без изменений, в строгом соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе участнику закупки в первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать значение цвета бульона в нагретом состоянии консервов мясных - "говядина тушеная высший сорт", входящим в состав индивидуальных рационов питания, без изменений.
Согласно изложенному довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод;5) затратный метод.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, Заказчиком в составе документации об Аукционе размещен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно разделу 8.2 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
На заседании Комиссии установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно жалобе Заявителя, Заказчик в проекте государственного контракта документации об Аукционе установил, что Заказчик обязан участвовать в испытаниях поставляемого товара, а также его составных частей. При этом порядок проведения испытаний поставляемого товара, а также его составных частей не предусмотрен Контрактом. Кроме того, Законом о контрактной системе для закупаемых Заказчиком рационов питания не предусмотрено проведение испытаний.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Частью 4 раздела 11 "Проект государственного контракта" документации об Аукционе предусмотрен порядок и сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, а также информация о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Кроме того, установлена информация об экспертизе поставляемого товара.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проект государственного контракта, приложенный к документации об Аукционе, является типовым. В связи с чем, в проекте государственного контракта также содержится информация об испытании закупаемых товаров. Вместе с тем указанные положения не распространяются на закупаемые товары и при исполнении государственного контракта учитываться не будут.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Частями 1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 4.1.5 части 4 раздела 11 "Проект государственного контракта" документации об Аукционе установлено, что: "перед началом процедуры оценки соответствия товара Поставщик предъявляет лицу, осуществляющему оценку соответствия:
- документы, подтверждающие соответствие Поставщика требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом поставки (учредительные документы, лицензии, свидетельства о членстве в саморегулируемых организациях, иные документы);
- документы, подтверждающие соответствие производителя товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим производство товара, являющегося объектом поставки (учредительные документы, лицензии, свидетельства о членстве в саморегулируемых организациях, иные документы)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проект государственного контракта, приложенный к документации об Аукционе, является типовым. При этом для производства рационов питания законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязанность поставщика или производителя таких рационов питания состоять в саморегулируемых организациях. Следовательно, при исполнении государственного контракта предоставлять свидетельства о членстве поставщика и производителя в саморегулируемых организациях не требуется.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения/
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Барышский мясокомбинат" обоснованной в части действий Заказчика, разместившего извещение о проведении Аукциона без внесения соответствующих изменений в план-график закупок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениечасти 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать сведения о выявленномнарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2017 г. N КГОЗ-269/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2017