Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 04 сентября 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:Членов комиссии:
в присутствии представителей:
Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" -
ООО "ИВА "Энергия" -
рассмотрев жалобу ООО "ИВА "Энергия" на действия Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту модульных газовых котельных (номер извещения N 0153100011617000175),
УСТАНОВИЛА:
28 августа 2017 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ИВА "Энергия" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту модульных газовых котельных (номер извещения N 0153100011617000175)(далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),Заказчику, оператору электронной площадкивыставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя на заседании комиссии пояснил, чтодокументация об аукционе составлена с нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе по следующим основаниям: пункт 7.3 технического задания аукционной документации содержит следующие положения "Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой персоналу подрядных организаций, привлекаемому к производству работ на объектах ПУ ФСБ России по Оренбургской области, проводит непосредственный руководитель работ подрядчика", нарушающие Приказ Министерства энергетики N6 от 13.01.2003 г. "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителя" а также Приказ Минтруда N 328н от 24.07.2013 г. "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок". Согласно данным приказам первичный инструктаж командированного персонала должен проводить работник организации - владельца электроустановок из числа административно-технического персонала (руководящих работников и специалистов), имеющих группу 5, при проведении работ в электроустановках напряжением выше 1000 В или имеющий группу 4 - при проведении работ в электроустановках напряжением до 1000В.
Также, представитель Заявителя полагает, что п. 7.2. технического задания "Производственный персонал подрядных организаций должен иметь квалификационные удостоверения согласно перечня, указанного в п. 2.4. настоящего Технического задания, подтверждающие обучение и допуск к работе по профессиям, а также документы, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний по охране труда и удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности установленной формы для работы на опасныхпроизводственных объектах (в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору), а также документы, подтверждающие прохождение обучения, и удостоверения об аттестации в области обеспечения экологической безопасности (в том числе - удостоверение "По общим требованиям промышленной безопасности" - группа А) (в соответствии с Положением об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности и осуществлении контроля в указанной сфере деятельности)" противоречит Федеральному закону "Об охране окружающей среды", поскольку только руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Кроме того, представитель Заявителя полагает, что требование в проекте контракта о том, чтодополнительно к вышеуказанным сведениям Исполнитель направляет Заказчику письменное подтверждение (выписки, копии и т.д.) фактов трудовых отношений Исполнителя с лицами, непосредственно выполняющими работы на объекте и условие п. 3.1.9. проекта контракта "Отказать в допуске работников исполнителя на объекты Заказчика, если по результатам проверки документов и информации, представленной Исполнителем в соответствии с п. 3.4.5. настоящего Контракта, будут выявлены лица, допуск которых на территорию объектов органов безопасности запрещен или не рекомендован (иностранные лица; лица, причастные к террористической и противоправной деятельности; лица, имеющие судимость за уголовные преступления, или в отношении которых ведется уголовное преследование и т.д.) либо в случае отсутствия у специалистов Исполнителя необходимых допусков к выполнению опасных работ (если производство таких работ осуществляется в рамках исполнения настоящего Контракта)" нарушают п.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика жалобу Заявителя просил признать необоснованной, указав, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, пояснил следующее:в соответствии с абзацем 2 пункта 2.10.6. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N115) руководитель организации и руководители структурных подразделений, руководители подрядных организаций обеспечивают безопасные и здоровые условия труда на рабочих местах, в производственных помещениях и на территории тепловых энергоустановок, контролируют их соответствие действующим требованиям техники безопасности и производственной санитарии, осуществляют контроль, а также своевременно организовывают инструктажи персонала, его обучение и проверку знаний. Согласно пункту 8.7. Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения", первичный инструктаж на рабочем месте с персоналом подрядных (субподрядных) организаций, выполняющих работы на подконтрольных предприятию - организатору обучения территории и объектах, проводит непосредственный руководитель (производитель) работ - представитель подрядной (субподрядной) организации совместно с руководителем подразделения или с ответственным за проведение подрядных работ на рабочих местах (в рабочей зоне, территории) данного подразделения.Порядок безопасного выполнения этих работ, включающий порядок инструктирования работающих, может быть оформлен отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью договора на выполнение подрядных (субподрядных) работ (оказания услуг), что и предусмотрено Заказчиком в разделе 7 Технического задания, в связи с чем, требование о проведении инструктажа персонала подрядной организации представителем подрядной организации перед проведением работ на объекте Заказчика не противоречит действующему законодательству РФ. Наличие указанного требования в техническом задании не исключает возможность проведения дополнительных инструктажей должностными лицами Заказчика, если это будет обусловлено характером производимых работ. Указанное требование носит объективный характер, не влияет на ограничение конкуренции, а также не создает каких-либо препятствий участникам закупки в возможности исполнения ими контракта, а значит, не противоречит порядку описания объекта закупки, установленному статьей 33 Закона о контрактной системе. В контексте пункта 7.2. Технического задания термин "производственный персонал подрядных организаций" указывает на весь персонал подрядной организации, как участвующий в процессе производства, так и занятый обслуживанием производственной деятельности подрядной организации, в состав которого входят, в том числе, и руководители, специалисты, служащие, рабочие. Следовательно, положения пункта 7.2. Технического задания не противоречат положениям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в части наличия у производственного персонала подрядных организаций удостоверений об аттестации в области обеспечения экологической безопасности. Документация электронного аукциона не содержит дополнительных требований к участникам закупок, т.к. пункт 3.4.5 проекта Государственного контракта не является дополнительным требованием к участникам размещения заказа о наличии у них: финансовых, материальных и других ресурсов (в том числе трудовых) для исполнения контракта, а относится к способу и порядку исполнения Государственного контракта после проведения Аукциона и соблюдению мер о допуске к выполнению работ работников, которые состоят с Исполнителем Государственного контракта в трудовых или иных гражданско-правовых отношениях. Поэтому включение указанного условия в проект Государственного контракта не нарушает положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требования к порядку допуска на территорию объекта в организациях с особым режимом охраны, обусловленным обеспечением государственной безопасности охраняемых объектов (организациях Вооруженных Сил РФ, пограничных органов, органах безопасности и внутренних дел, других правоохранительных органах, учреждениях исполнения уголовных наказаний Минюста России, организациях атомной и оборонных отраслей промышленности и др.) устанавливаются внутриведомственными руководящими. Эти требования относятся к способу и порядку исполнения Государственного контракта после проведения Аукциона (порядок допуска на режимный объект), не подразумевают под собой дополнительных требований к участникам закупок в рамках п. 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как не являются требованием к участникам размещения заказа о наличии у них: финансовых, материальных и других ресурсов (в том числе трудовых) для исполнения контракта. Понятие судимости раскрыто в статье 86 УК РФ - "лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости" и требование об отсутствии судимости в контексте пункта 3.1.9. проекта Государственного контракта подразумевают ее наличие и состав в соответствии с положениями уголовного законодательства Российской Федерации.В том числе ссылка Заявителя на Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5458-1 "О государственной тайне" не актуальна в рамках настоящей закупки, так как требований о наличии у участника закупки лицензии на проведение работ связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Заказчик не выставлял, так как работы (услуги), попадающие под лицензируемый вид деятельности, в рамках заключаемого контракта не выполняются.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
24.07.2017 г. (в редакции от 16.08.2017 г.)на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту модульных газовых котельных (номер извещения N 0153100011617000175).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 600 000,00 рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из совокупности вышеуказанных норм, Заказчик формирует требования к материалам, исходя из своих потребностей, соблюдая ограничения, установленные положениями Закона о контрактной системе.
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив аукционную документацию, с учетом пояснений представителя Заказчика, установила следующее:
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.10.6. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N115) руководитель организации и руководители структурных подразделений, руководители подрядных организаций обеспечивают безопасные и здоровые условия труда на рабочих местах, в производственных помещениях и на территории тепловых энергоустановок, контролируют их соответствие действующим требованиям техники безопасности и производственной санитарии, осуществляют контроль, а также своевременно организовывают инструктажи персонала, его обучение и проверку знаний. Согласно пункту 8.7. Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения", первичный инструктаж на рабочем месте с персоналом подрядных (субподрядных) организаций, выполняющих работы на подконтрольных предприятию - организатору обучения территории и объектах, проводит непосредственный руководитель (производитель) работ - представитель подрядной (субподрядной) организации совместно с руководителем подразделения или с ответственным за проведение подрядных работ на рабочих местах (в рабочей зоне, территории) данного подразделения.Порядок безопасного выполнения этих работ, включающий порядок инструктирования работающих, может быть оформлен отдельным документом, являющимся неотъемлемой частью договора на выполнение подрядных (субподрядных) работ (оказания услуг), что и предусмотрено Заказчиком в разделе 7 Технического задания, в связи с чем, требование о проведении инструктажа персонала подрядной организации представителем подрядной организации перед проведением работ на объекте Заказчика, а также требование в части наличия у производственного персонала подрядных организаций удостоверений об аттестации в области обеспечения экологической безопасности, не противоречит действующему законодательству.
Из анализа пункта 7.2. Технического задания следует, что термин "производственный персонал подрядных организаций" распространяется на весь персонал подрядной организации, как участвующий в процессе производства, так и занятый обслуживанием производственной деятельности подрядной организации, в состав которого входят, в том числе, и руководители, специалисты, служащие, рабочие, в связи с чем, нарушений требований ст.31 Закона о контрактной системе, не усматривается.
Из анализа пункта 3.4.5 проекта Государственного контракта о соблюдении мер о допуске к выполнению работ работников, которые состоят с Исполнителем Государственного контракта в трудовых или иных гражданско-правовых отношениях, Комиссия Оренбургского УФАС России не усматривает нарушений ст.31 Закона о контрактной системе. Кроме того, несостоятельным является довод Заявителя о том, что в случае представления Заказчику указанной информации, будет иметь место разглашение персональных данных рабочих (в частности заработная плата). Между тем, факт наличия трудовых отношений может быть подтвержден выписками из договора, из трудовых книжек и т.д.
Относительно установления в проекте контракта требования о запрете допуска лиц, имеющих судимости за уголовные преступления, Комиссия Оренбургского УФАС России нарушений не усматривает, ввиду следующего: понятие судимости дается в ст. 86 УК РФ - "лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости", при таких обстоятельствах, доводы Заявителя являются несостоятельными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 3 ст. 99, ч. 5 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобуООО "ИВА "Энергия" на действия Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту модульных газовых котельных (номер извещения N 0153100011617000175), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 31 августа 2017 г. N 1103
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017