Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Осипов С.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Жирнов А.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Преснова Е.Д. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" на действия Организатора электронного аукциона (Уполномоченный орган) - Комитета государственного заказа Вологодской области и Заказчиков при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:
от Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) - Гудина А.В. по доверенности N 1 от 09.02.2017;
от ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" - генеральный директор Маслова Е.А. (протокол N2 от 14.04.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" (далее - Заявитель) на действия Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) - Комитета государственного заказа Вологодской области и Заказчиков при проведении электронного аукциона N N 0130200002417002114 на поставку мяса птицы охлажденного в 4 квартале 2017 года, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно: наличие в документации об электронном аукционе положения: "остаточный срок годности на момент его поставки его на Специализированный склад должен составлять не менее 70 % от предусмотренного производителем и указанного на упаковке срока годности Товара", а также указание в документации об электронном аукционе ГОСТ 31962-2013.
Считает, что данные положения документации об электронном аукционе ограничивают число участников закупки.
Представители Заказчиков на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заказчики извещены надлежащим образом.
Представитель Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) считает жалобу необоснованной. Организатор электронного аукциона (Уполномоченный орган), в том числе в письменных пояснениях указал, что в п. 2.4.10 Раздела III Проект контракта Документации установлено, что остаточный срок годности Товара на момент поставки его на Специализированный склад должен составлять не менее 70 % от предусмотренного производителем и указанного на упаковке срока годности Товара. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом отсутствует законодательный запрет на исчисление остаточного срока годности в процентах.
В соответствии с Приложением N3 к разделу I. Информационная карта документации о совместном электронном аукционе "Место, сроки и иные условия доставки товара" поставка товара производится на специализированный склад 1 раз в месяц по заявке специализированного склада. Специализированный склад производит поставку товара со склада по заявкам заказчика в сроки, установленные в данной заявке. В свою очередь, количество товара в заявке заказчика и периодичность таких заявок у заказчиков зависит от количества людей, находящихся в учреждении. В связи с тем, что поставка товара производится на специализированный склад, где проводятся мероприятия по приемке товара, в том числе на предмет соответствия действующим в Российской Федерации требованиям к такому товару, а также производятся хранение товара и последующая доставка товара заказчикам, установление меньшего остаточного срока годности товара нецелесообразно.
Заказчики вправе указывать при описании объекта закупки ссылку на ГОСТ.
Организатор электронного аукциона (Уполномоченный орган) представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) и Заявителя, пришла к следующему выводу.
15.08.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была опубликована закупка N 0130200002417002114.
Способ определения поставщика: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 326 661, 59 рублей
Объект закупки: поставка мяса птицы охлажденного в 4 квартале 2017 года.
В п. 2.4.10 раздела III. "Проект контракта" документации об электронном аукционе, в том числе указано: "Остаточный срок годности Товара на момент поставки его на Специализированный склад должен составлять не менее 70 % от предусмотренного производителем и указанного на упаковке срока годности Товара".
В законодательстве о контрактной системе отсутствует запрет на исчисление остаточного срока годности в процентах. Аналогичная позиция указана в Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 307-КГ16-9523 по делу N А05-9084/2015, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.07.2017 N Ф04-1849/2017 по делу N А27-19494/2016.
В силу ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчики самостоятельно определяют объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчики исполнили.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчиков и является правом последних. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчиков. При этом Заказчики не указывают товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Надлежащих доказательств невозможности поставки товара с остаточным сроком годности товара на момент поставки его на Специализированный склад "не менее 70 % от предусмотренного производителем и указанного на упаковке срока годности Товара" Заявителем не представлено.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе оставляемый товар должен быть новым товаром.
Заявителем также не опровергнуты утверждения Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) о том, что исходя из практики проведения совместных аукционов на поставку мяса птицы охлажденного, требование к остаточному сроку годности, установленному в процентах, не приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
В приложении N2 к разделу I. "Информационная карта документации о совместном электронном аукционе" по всем объектам закупки указано необходимость соответствия товара ГОСТ 31962-2013.
В п. 2.4.10 раздела III. "Проект контракта" документации об электронном аукционе, в том числе указано: "Товар должен соответствовать ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ГОСТу 31962-2013 "Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят - бройлеров и их части".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
01.07.2014 введен в действие Приказом Росстандарта от 29.07.2013 N 453-ст ГОСТ 31962-2013 "Межгосударственный стандарт. Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия".
В соответствии с п. 1 ГОСТ 31962-2013 стандарт распространяется на мясо кур - тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части (далее - мясо кур), предназначенные для реализации и производства продуктов питания.
Таким образом, в действиях Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) и Заказчиков, включивших в документацию об электронном аукционе ГОСТ 31962-2013, который действует с 01.07.2014 и распространяется, в том числе на части мяса кур - тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров, нарушений законодательства о контрактной системе на момент рассмотрения жалобы не установлено.
По состоянию на 01.09.2017, по утверждению Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа), поступило 10 заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы ограничений количества участников в действиях Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) и Заказчиков не установлено.
На основании изложенного, жалоба ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" необоснованна.
Комиссия УФАС в соответствии п. 1 ч 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Нарушений не установлено.
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
С.В. Осипов
А.А. Жирнов
Е.Д. Преснова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 1 сентября 2017 г. N 04-11/233-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2017