Резолютивная часть решения оглашена "01" сентября 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "05" сентября 2017 года.
в присутствии: представителя уполномоченного органа - Управления экономики и имущественных отношений г. Калуги/........../ (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы представителей заказчика - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности", ООО "Перспектива", рассмотрев жалобу N188-03з/2017ООО "Перспектива" по существу, установила: |
28.08.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалобаООО "Перспектива"на положения аукционной документации заказчика - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300043317000524), предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 44.
ООО "Перспектива" полагает, что заказчик в аукционной документации в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) неправомерно установил возможность участникам закупки предоставлять информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, не предусмотрел обязательное наличие информации об отсутствии необходимости привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, в случае, если контракт заключается с подрядчиком, являющемся СМП или СОНО, а также незаконно установил требование о подписании проекта контракта в бумажном виде.
Заказчиком, уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы ООО "Перспектива", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документацияоснована на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 23.06.2017 г. (с последующими изменениями от 07.07.2017 г., 08.07.2017 г., 22.07.2017 г., 05.08.2017 г., 08.08.2017 г.)на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137300043317000524о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 44(далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 30 872 178,34 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало -МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 29.08.2017 08:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2,8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе; размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Также, согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива",заказчик в аукционной документации в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ неправомерно установил возможность участникам закупки предоставлять информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляет 30 872 178,34 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с пунктом 20 Информационной карты на участие в электронном аукционе, размер обеспечения исполнения контракта по настоящему аукциону составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта
Вместе с тем, пункт 8.2проекта контрактасодержит в себе следующие условия: если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена Контракта снизится на 25 (двадцать пять) и более процентов, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в документации о проведении аукциона, обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что условие, содержащееся в пункте 8.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в отношении закупок, начальная (максимальная) цена контракта которых составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.
Вышеуказанный пункт документации вводит участников закупки в заблуждение, не позволяют объективно оценить размер и способ обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности" при утверждении аукционной документации допущены нарушения части 1 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива", заказчик в аукционной документации в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрел обязательное наличие информации об отсутствии необходимости привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, в случае, если контракт заключается с подрядчиком, являющемся СМП или СОНО.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 4.1.3 проекта контракта установлено, что "Подрядчик" обязуется привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам работ, предусмотренных в Контракте, имеющих выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к привлекаемым видам работ, к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту в объеме 25% (двадцать пять процентов) от цены контракта.
В случае привлечения субподрядных организаций "Подрядчик" выступает в роли генерального "Подрядчика" в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Привлечение субподрядчиков не влечет изменения Цены Контракта или объемов работ по настоящему Контракту.
Перечень работ, выполненных субподрядчиками, и их стоимость Генеральный "Подрядчик" указывает в отчетной документации, представляемой "Заказчику" по результатам выполнения работ в порядке, установленном настоящим Контрактом.
Согласно частям 1, 5, 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено,что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N1466 во исполнение части 7 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, которые в обязательном порядке указываются в проекте контракта.
Проект контракта содержит в себе указанные выше типовые положения.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы ООО "Перспектива".
5.Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива", заказчик в аукционной документации в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ неправомерно установил требование о подписании проекта контракта в бумажном виде.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пунктом 14.3 проекта контракта установлено, что, настоящий Контракт составлен в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны, каждый из которых имеет равную юридическую силу.
Согласно пояснениям заказчика, данная формулировка не обязывает стороны подписывать контракт на бумажном носителе, а предусматривает юридическую силу контракта в случае его подписания на бумажном носителе (по договоренности сторон).
Исходя из формулировки данного пункта, не возникает обязанности подрядчика подписывать проект контракта на бумажном носителе.
Таким образом, при установлении данного пункта в проекте контракта Заказчиком не были нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в связи с допущенными существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности" обязательного для исполнения предписания о внесении изменений в документацию рассматриваемого аукциона, путем приведения аукционной документации в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности" при утверждении документации аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300043317000524), предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 44, нарушения части 1 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику- МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности"предписание о внесении изменений в документацию аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300043317000524).
4. Выдать уполномоченному органу - Управлению экономики и имущественных отношений г. Калуги предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения вышеуказанного аукциона.
5. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить заказчику, уполномоченному органу возможность отмены протоколов и внесения изменений в документацию аукциона в электронной форме N0137300043317000524.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/........../ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/........../ |
|
___________________ |
/........../ |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
опрекращениинарушенийзаконодательствавсферезакупок
г. Калуга "05" сентября 2017 года |
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
/........../ |
/........../ |
/........../ |
/........../ |
/........../ |
/........../ |
на основании решения от "05" сентября 2017 года по результатам рассмотрения дела N188-03з/2017 по жалобе ООО "Перспектива" на положения аукционной документации заказчика - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300043317000524), предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Ленина, д. 44 и проведения внеплановой проверки по вышеуказанному аукциону предписывает:
1. Единой комиссии уполномоченного органа - Управлению экономики и имущественных отношений г. Калуги (далее - Аукционная комиссия) - отменить всепротоколы, составленные в ходе проведения Аукциона (при наличии).
2. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона (при наличии);
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене протоколов (при наличии), о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности":
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от "05" сентября 2017 года по результатам рассмотрения дела N188-03з/2017 по жалобе ООО "Перспектива" и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии стребованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок.
6. Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки в срок до "20" сентября 2017 г. исполнить предписание о прекращении нарушений законодательства в сфере закупок.
7. Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Калужского УФАС России (г. Калуга, пл. Старый Торг, д.5) в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 25 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае поступления информации о неисполнении выданного предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет административную ответственность на основании части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/........../ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/........../ |
|
___________________ |
/........../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 1 сентября 2017 г. N 188-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017