Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ФГКВОУ ВО "Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Салон 2116 - электронный почтамт" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20643-ЭП/17 от 25.08.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг на разработку и внедрение системы информационного обеспечения планирования и управления учебным процессом военного института (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 11.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100017017000060. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 977 050,67 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, даты окончания срока рассмотрения заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлено, в том числе следующее: "Дата и время окончания подачи заявок: 28.08.2017 23:59. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 01.09.2017".
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
Согласно п. 14 Раздела I.3 документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее: "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в электронном аукционе в любое время с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до "11" августа 2017 года 14 час. 00 мин. (по московскому времени).".
Согласно п. 20 Раздела I.3 документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее: "Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе: "28" августа 2017 года.".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дата окончания срока рассмотрения заявок не в соответствии с извещением о проведении аукциона.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в Техническом задании документации о закупке сроков этапов оказания услуг, которые не позволяют надлежащим образом исполнить обязательства по контракту.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно разделу 11 Технического задания Заказчиком установлено, что срок выполнения этапа N 1 - до 15.09.2017.
Вместе с тем, согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлена дата проведения аукциона - 04.08.2017.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч. 9 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее 16.09.2017.
Заказчиком в документации о закупке установлен срок выполнения этапа N 1 до даты заключения контракта.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке товарного знака без указания слов "или эквивалент", что противоречит, по мнению Заявителя, требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 4.2.5.3 Технического задания Заказчиком установлено следующее: "Детальный перечень функций ИС "ВУЗ": формирование расписания занятий: экспорт данных в программу MS Excel.".
Заявитель в жалобе указал, что "MS Excel" является товарным знаком, следовательно, документация о закупке должна содержать слова "или эквивалент" в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что "MS Excel" не является предметом закупки, а также является программным средством, используемым Заказчиком.
Следовательно, установление в документации о закупке в рассматриваемом случае товарного знака "MS Excel" без указания слов "или эквивалент" соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупе требований к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 4.11 Технического задания Заказчиком установлено следующее: "Требования защиты от ИТР
Подготовка к аттестации и аттестация 16 АРМ в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
В том числе:
поставка программного комплекса средств защиты (система защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа с модулем межсетевой экран,
установка и настройка программного обеспечения,
Подготовка и подача на аттестацию пакета необходимых документов, в том числе:
политика конфиденциальности для сайта;
политика в отношении обработки персональных данных;
положение о порядке контроля защищенности персональных данных;
положение об обработке персональных данных;
положение о порядке взаимодействия с уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных;
положение о порядке обработки обращений субъектов персональных данных;
правила обмена информацией, содержащей персональные данные, с третьим лицами и неопределенным кругом лиц;
правила оценки возможного вреда субъектам персональных данных и принятие мер по его предотвращению;
формы согласий на обработку персональных данных ;
положение о порядке обработки обращений субъектов персональных данных;
положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных персональных данных;
модель угроз системах безопасности персональных данных при их обработке в информационных персональных данных;
инструкция о порядке проведения разбирательств по фактам нарушений порядка обработки и защиты персональных данных, приводящих к снижению уровня защищенности персональных данных;
инструкция по обработке персональных данных без использования средств автоматизации;
перечень информационных систем персональных данных;
порядок резервирования и восстановления работоспособности
технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации в информационных системах персональных данных.".
В соответствии с пп. г) п. 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 79, при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат: работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений.
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании установлены требования к оказанию услуг, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком в документации о закупке требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации (не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, но защищаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не установлено.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в документации о закупке не указаны адреса 16 АРМ для установки средств защиты и аттестации.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать, в том числе, место оказания услуг.
Согласно извещению о проведении закупки местом оказания услуг является: Санкт-Петербург, Российская Федерация, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1, СПВИ войск национальной гвардии.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на необъективное описание объекта закупки в части установления в документации о закупке аббревиатур без расшифровки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Например, согласно п. 5.1 Технического задания Заказчиком установлено следующее: "Вся разрабатываемая документация работ должна соответствовать требованиям ЕСПД.".
Согласно доводам Заявителя документация о закупке не содержит расшифровку аббревиатуры, что позволяет неоднозначно толковать положения документации о закупке.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 19.101-77 "Единая система программной документации (ЕСПД). Виды программ и программных документов" установлена нормативно закрепленная аббревиатура.
Следовательно, довод Заявителя об установлении в документации о закупке необъективного описания объекта закупки в части установления аббревиатур, которые допускают неоднозначное толкование, признан необоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Салон 2116 - электронный почтамт" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке информации не в соответствии с извещением о проведении закупки, о неустановлении требований к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации, об установлении необъективного описания объекта закупки в части сроков оказания услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 сентября 2017 г. N 44-3462/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2017