Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20790-ЭП/17 от 28.08.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса на организацию и проведение концерта, посвященного Международному дню пожилых людей, для жителей Выборгского района Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 16.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004617000047. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 750 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "Статус" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, не позволяющего объективно выявить лучшее предложение по оказанию услуг по критерию "Качество услуг". Заявитель так же указывает на несоответствие содержащегося в составе конкурсной документации проекта контракта требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы и сведения, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия, проценты |
1 |
Цена контракта |
60 % |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника) |
10% |
3 |
Качество услуг |
30 % |
В рамках критерия "Качество услуг" установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок на участие в конкурсе:
Предмет оценки: предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки, в котором участник излагает свое видение оказания требуемых услуг, их содержание, объемы и виды, дает развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в Техническом задании.
Порядок оценки:
В соответствии с п. 26 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085), оценка по данному показателю рассчитывается как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии заказчика, присуждаемые заявке (предложению) участника конкурса по данному критерию.
Шкала оценки установленного критерия: Таблица N 2
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
"Качество услуг" (выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки) - |
100 % / 1,00
|
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки |
0 |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов |
20 |
20 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов, учитывающих все виды оказываемых услуг. |
100 |
100 |
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качество услуг" определяется по формуле:
где:
- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
- значение в баллах с учетом коэффициента значимости (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое конкурсной комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателям критерия.
Оценка заявки участника по показателю "Качество услуг", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов по форме приложения N 9 к специальной части (далее - Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации. Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к форме "Качество услуг" (выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки)" с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов и иных предложений по улучшению качества оказания услуг, не ведущих к удорожанию стоимости оказания услуг.
Порядок заполнения формы "Качество услуг" (выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки)" установлен разделом 13 части II конкурсной документации.
В случае если участником в графе 3 формы "Качество услуг" (выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки)" указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов по всем видам (наименований) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, то, в соответствии с таблицей N 2, участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки".
Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов по видам (наименованиям) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, но при этом описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов представлено не в полном объеме*(1) по одному или более видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании.
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта с технологией оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования, необходимых трудовых ресурсов, учитывающем все виды оказываемых услуг" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, при этом технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов представлено в полном объеме*(2) по всем видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Качество услуг" (выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки)" по форме приложения N 9 к специальной части, в том числе с пояснительной запиской на усмотрение участника закупки, составленная на основе технического задания со всеми приложениями, содержащая все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, а также технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме по всем видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании.
Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов по всем видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в Техническом задании, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать конкурсной документации.
Таким образом, согласно условиям конкурсной документации заявкам участников конкурса присваивается максимальный балл при наибольшей детализации и проработанности порядка оказания услуг, организационно-технических предложений, в т.ч. полноты учета требований, их детализации и содержательной проработанности предложения, описывающую концепцию производства услуг, включающую свое предложение о качестве оказания услуг, в которой излагается свое видение оказания требуемых услуг, их содержание, объемы и виды, дающую развернутое, детальное предложение о способах решения поставленных задач, указанных в Техническом задании.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что рассматриваемый Порядок оценки по указанному критерию носит субъективный характер, что может привести к злоупотреблению при оценке заявок, поскольку в конкурсной документация однозначно не указано, что должно содержаться в предложении участника закупки, чтобы получить максимальный балл, насколько стоит детализировать в заявке описание организационно-технических предложений, что считать улучшенным предложением, каким образом сравниваются два улучшенных предложения и т.д.
Кроме того, разные организационно-технические предложения могут быть оценены разными соответствующими профильными специалистами не одинаково, что также усиливает фактор субъективизма при оценке заявок.
В связи с указанным, установленный Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию "Качество услуг" не соответствует принципу неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий выполнения работ, закреплённому в ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Санкт-Петербургское УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказника усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об аукционе, содержит следующие положения:
"8.3.4 Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от цены Контракта*(3) и составляет руб.
Штрафы начисляются за каждое нарушение в отдельности.
8.2.2. В случае невыполнения, либо ненадлежащего выполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты штрафа.
Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от цены Контракта*(4), и составляет _________________ руб.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту в виде фиксированной суммы могут быть установлены Заказчиком в соответствии с требованиями Правил только после подведения итогов аукциона, при составлении контракта на основании цены контракта, полученной по результатам проведения аукциона.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Статус" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
|
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга Большой Сампсониевский пр., д. 86,Санкт-Петербург, 194100
ООО "Статус" ул. Сестрорецкая, д. 8, лит. А, пом. 12Н, Санкт-Петербург
|
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3485/17
04.09.2017 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-3485/17 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга устранить нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- внести изменения в конкурсную документацию, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения N 0172200004617000047 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0172200004617000047 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 02.10.2017.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии оказания услуг и/или описание контроля качества оказания услуг и/или описание используемого оборудования и/или описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду услуг, исчерпывающий перечень которых указан в техническом задании, или описание технологии оказания услуг и/или описание контроля качества оказания услуг и/или описание используемого оборудования и/или описание необходимых трудовых ресурсов не соответствует конкурсной документации.
*(2) Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого оборудования, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду услуг, исчерпывающий перечень которых указан в техническом задании, и такое описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого оборудования, необходимых трудовых ресурсов соответствует конкурсной документации.
*(3) а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
*(4) а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 сентября 2017 г. N 44-3485/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017