Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20801/17 от 29.08.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N15 в 2017 году в соответствии с Адресной программой, утвержденной Постановлением Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N15 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300004717000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 261 092, 02 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении требований Закона о контрактной системе при формировании документации об аукционе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы и сведения, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Относительно утверждения подателя жалобы о том, что установленный в документации об аукционе срок для дачи разъяснений положений документации об аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и ограничивает участников закупки, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе следует, что участнику закупки должна быть предоставлена возможность обратиться в адрес Заказчика с запросом о разъяснении положений документации об аукционе в период с момента размещения информации о проведении аукциона, но не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из содержания части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе следует, что дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе 1 сентября 2017 года при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе).
В Информационной карте документации об аукционе также установлено, что дата и время окончания срока подачи участниками закупки заявок на участие в электронном аукционе 4 сентября 2017 г.
Таким образом, исходя из положения ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить разъяснения положений документации по запросам, поступившим до 31.08.2017 включительно, в срок до 01.09.2017 включительно (с учетом установленного в документации об аукционе ограничения). При этом установленное в документации об аукционе ограничение срока подготовки разъяснений не противоречит положению ст. 65 Закона о контрактной системе и в полной мере обеспечивает возможность для своевременного ознакомления участниками закупки с его содержанием.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит в действиях Заказчика нарушения ст. 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, 30.08.2017 Заказчиком были внесены изменения в документации об аукционе, в том числе, в части изменения срока окончания подачи заявок на участие в аукционе и крайнего срока для дачи разъяснений положений документации об аукционе. Согласно указанным изменениям, Заказчиком установлены следующие даты: дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе "12" сентября 2017 г.", "дата и время окончания срока подачи заявок (I часть и II часть) на участие в аукционе: 01:00 "15" сентября 2017 г.".
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что положения документации об аукционе не ограничивают участников рассматриваемой закупки в возможности направления запросов о разъяснении положений документации в порядке и сроки, установленные Законом о контрактной системе.
2. Относительно довода Заявителя о том, что размещенный в составе документации об аукционе расчет начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС констатирует следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией УФАС не рассматривается.
3. Комиссия УФАС также приходит к выводу о необоснованном доводе Заявителя относительно того, что в документацию об аукционе включены требования к товарам, использование которых при проведении работ, являющихся предметом рассматриваемых торгов, по мнению Заявителя, не предусматривается и ограничивает количество участников аукциона.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации об аукционе.
Указанные требования с учетом изменений, внесенных в документацию об аукционе 30.08.2017, с учетом имеющихся в деле доказательств, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
4. Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Алесор сервисез" действиями Заказчика.
Таким образом, в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о невозможности подготовить заявку на участие в рассматриваемой закупке по причине установления, по мнению Заявителя, запутанных требований к товарам, жалобу следует признать необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Алесор сервисез" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2017 г. N 44-3515/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2017