Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя-начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
А.Г. Киселёвой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием заявителя - ООО "КалининградПромСтройПроект" (далее - Заявитель) - А.С. Куликова (генеральный директор); заказчика - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" (далее - Заказчик) - В.Ю. Семенова (представитель по доверенности); уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) - А.А. Корнилова (представитель по доверенности), В.Б. Николаевой (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция КНС по ул. Шишкина в г. Калининграде" (извещение N 0135200000517000982) (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.08.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя (вх. N 5156 от 30.08.2017) на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель полагает, что установленное в конкурсной документации требование об одновременном членстве участника закупки в саморегулиреумых организациях, дающее право на выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации ограничивает конкуренцию при проведении закупки и является нарушением положений пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно- строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами сам о регулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 Градостроительного кодекса РФ.
В силу статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом РФ.
Частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ член еаморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55Л 6 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на. выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом еаморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом, заказчиком правомерно установлены требования к участникам закупки о предоставлении действующей на дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе выписки (копии такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 (далее - выписка), подтверждающей наличие у участника закупки права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Согласно части 2 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации может быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган из числа существующих. Такие уполномоченные органы осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. При этом порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков также определяется указанным решением (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
На основании части 2 статьи 26 Закона о контрактной системе на Агентство возложены функции уполномоченного органа, исчерпывающий перечень которых определен постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1013 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области" (далее - постановлением 1013).
На основании подпункта 6 пункта 6 Порядка взаимодействия заказчиков Калининградской области с Агентством, утвержденного постановлением N 1013, Заказчик устанавливает требования к участникам закупки в соответствии с законодательством, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Агентством документация о проведении конкурса утверждена в части, касающейся организации и проведения закупки, за исключением утвержденных заказчиком сведений об основных условиях осуществляемой закупки, технического задания, обоснования начальной (максимальной) цены контракта и проекта контракта.
Таким образом, установление требований к участникам закупки, относится к полномочиям Заказчика, а не к полномочиям Агентства.
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
02.08.2017 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса, а также конкурсная документация.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Пунктом 1.1. части IV "Проект контракта" конкурсной документации (далее - Проект контракта) установлено следующее: "Проектировщик обязуется в срок, установленный настоящим Контрактом, по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция КНС по ул. Шишкина в г. Калининграде" (далее - Объект) и передать Заказчику все комплекты проектной и рабочей документации, результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (далее - Документация).
Объем, порядок, содержание, технические требования к Документации, уровню и способам технических решений, являющихся предметом Контракта, определяются техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) (далее - Техническое задание). Проектировщик обязан соблюдать требования, содержащиеся в Техническом задании для выполнения Работ по разработке Документации и вправе отступить от них только с письменного согласия Заказчика".
В соответствии с Техническом заданием в рамках выполнения работ по контракту необходимо выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации, а также инженерные изыскания.
Согласно расчету начальной (максимальной) цены контракта стоимость работ установлена следующая:
N пп |
Характеристика проектируемого объекта. Перечень выполняемых работ |
Ссылка на N сметы по формам N 2п |
Стоимость работ в рублях, в уровне цен 3 квартала 2016 года |
||
Изыскательских |
Проектных |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Проектная документация |
1 |
|
568 662,00 |
568 662,00 |
2 |
Рабочая документация |
2 |
|
379 108,00 |
379 108,00 |
3 |
Инженерно-геологические изыскания |
3 |
253 680,00 |
|
253 680,00 |
4 |
Инженерно-геодезические изыскания |
4 |
78 690,00 |
|
78 690,00 |
|
ИТОГО: |
|
332 370,00 |
947 770,00 |
1 280 140,00 |
|
НДС (18%): |
|
59 826,60 |
170 598,60 |
230 425,20 |
|
ВСЕГО: |
|
392 196,60 |
1 118 368,60 |
1 510 565,20 |
|
Начальная (максимальная) цена Контракта |
1 510 565,20 |
В силу части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Таким образом, работы по выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации функционально и технически взаимосвязаны, и, соответственно, могут быть предметом одной закупки.
В силу пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 55.3 Градостроительного кодекса РФ определены следующие виды саморегулируемых организаций:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 10 извещения о проведении Конкурса предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указаны в разделе 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации.
Согласно подпункту 2.7. пункта 19 раздела II "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации (далее - Информационная карта) информация и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
- документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- действующая на дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе выписка (копия такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 (далее - выписка), подтверждающая наличие у участника закупки права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Согласно пункту 4.1.1. Проекта контракта победитель Конкурса (проектировщик) при необходимости праве привлекать субподрядчиков к исполнению Работ, заключать договоры с субподрядчиками.
При этом договором субподряда должен быть предусмотрен переход всех интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, достигнутый в ходе исполнения работ по Контракту к Проектировщику, а также положение о том, что результаты интеллектуальной деятельности, достигнутые в ходе исполнения Работ по Контракту, используются только Проектировщиком.
Однако, учитывая положения подпункта 2.7. пункта 19 Информационной карты участник закупки должен представить в заявке на участие в Конкурсе, в том числе, действующую на дату окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе выписку (копию такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки.
Условия подпункта 2.7. пункта 19 Информационной карты (требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению) о предоставлении участником закупки выписки (копии такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий не позволяют в полной мере реализовать принцип, закрепленный в части 5.2. статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (возможность проведения проектных работ и координацию работ по инженерным изысканиям с привлечением субподрядной организации).
Комиссия считает, что условия подпункта 2.7. пункта 19 Информационной карты представляет собой дополнительное, излишнее и неоправданное требование.
Согласно части 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ в члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель при условии соответствия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требованиям, установленным саморегулируемой организацией к своим членам, и уплаты такими лицами в полном объеме взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 11 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ определено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 статьи 55.6. Градостроительного кодекса РФ, обязаны уплатить в полном объеме:
1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров;
3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.
В ходе заседания Комиссии представителем Заявителя даны пояснения о том, что членство в саморегулируемой организации требует от потенциальных участников закупки значительных материальных затрат. По имеющейся у Заявителя информации, членство в двух саморегулируемых организациях на территории Калининградской области имеется только у ОАО "Калининградпромпроект" (выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации). Таким образом, по мнению Заявителя, при установлении вышеуказанных требований в конкурсной документации, Заказчиком существенным образом ограничен круг потенциальных участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что условие подпункта 2.7. пункта 19 Информационной карты исключает возможность претендовать на участие в Конкурсе тех субъектов, которые имеют членство в саморегулируемой организации для выполнения проектных работ и в силу норм действующего законодательства вправе привлекать для выполнения изыскательских работ других лиц. Возможность же привлечения субподрядных организаций, представляется формальной для целей реализации предмета контракта, исходя из утвержденных условий конкурсной документации.
Таким образом, установленное условие подпункта 2.7. пункта 19 Информационной карты ограничивает круг потенциальных претендентов на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что действия Заказчика, в части установления требования конкурсной документации, влекущего за собой ограничение количества участников Конкурса, а именно: требование о предоставлении выписки (копии такой выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, не соответствует пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КалининградПромСтройПроект" обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственное казенное учреждение Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Государственному казенному учреждению Калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства", комиссии уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
А.А. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 6 сентября 2017 г. N КС-206/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2017