Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителя ФГБУК "Большой театр России": В.В. Колесника,
в отсутствие представителей ИП Еланцева С.П., уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/42692/17 от 23.08.2017),
рассмотрев жалобу ИП Еланцева С.П. (далее - Заявитель) на действия ФГБУК "Большой театр России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или электронного аукциона, а также выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Закупка N 0373100062517000547) (далее - Конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС от 23.08.2017 NМГ/42692/17 необходимые документы и сведения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
По мнению Заявителя, Заказчиком в конкурсной документации установлен неправомерный порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Качество услуг, выраженное в предложениях участника конкурса по мероприятиям, направленным на повышение уровня качества оказываемых услуг, снижение негативных последствий определения поставщика (подрядчика, исполнителя)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с ч. 1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно п. 26 Правил оценки количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п. 25 Правил оценки, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "Качество услуг, выраженное в предложениях участника конкурса по мероприятиям, направленным на повышение качества оказания услуг и на снижение негативных последствий при определении поставщика (подрядчика, исполнителя)":
- Предложения не представлены - 0 баллов;
- Представлены предложения по одному виду услуг и работ - 20 баллов;
- Представлены предложения по двум видам услуг и работ - 40 баллов;
- Представлены предложения по трем видам услуг и работ - 60 баллов;
- Представлены предложения по четырем видам услуг и работ - 80 баллов;
- Представлены предложения по пяти видам работ и услуг - 100 баллов.
"Оценка по данному показателю производится для каждой заявки отдельно следующим образом:
Предложению участника присваивается 100 баллов при наличии в предложении Участника описания перечня мероприятий по видам услуг и работ, исчерпывающий перечень которых указан в пунктах 1, 3, 5 Приложения N1 к техническому заданию заказчика, в отношении:
- методологии оказания услуг (к методам могут относиться управленческие и организационные решения самого Исполнителя, которые дают возможность Заказчику более качественно и в более короткий срок провести закупку);
- перечня используемого в ходе оказания услуг инструментария, соответствующего положениям Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (к инструментарию могут относиться, собственно разработанные типовые документы, программное обеспечение применяемое Участником при проведении закупок и т.д.);
- организации системы взаимодействия между Заказчиком и Исполнителем (Участник предлагает детальное описание последовательности действий при оказании услуг);
- реализации контроля качества оказываемых услуг внутри организации Участника при выполнении отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона и выполнения иных функций для обеспечения нужд Заказчика;
а также описания перечня мероприятий по видам услуг и работ, исчерпывающий перечень которых указан в пунктах 2, 4 Приложения N1 к техническому заданию заказчика, в отношении:
- детального описания особенностей проведения закупки (отличий этой разновидности закупки, которые нужно учитывать при разработке документации и проведении закупкии и без учета которых повышается вероятность выявления факта нарушения Заказчиком/Исполнителем законодательства о контрактной системе по результатам внеплановой проверки контрольным органом, в том числе в связи с рассмотрением жалобы на действия (бездействия) Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), привлечения Заказчика (должностных лиц Заказчика, членов аукционной комиссии Заказчика) к административной ответственности, оспариваний действий Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в судебном порядке);
- перечня используемого в ходе оказания услуг инструментария, соответствующего положениям Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (к инструментарию могут относиться, собственно разработанные типовые документы, программное обеспечение применяемое Участником при проведении закупок и т.д.).
При отсутствии предложений участника по мероприятиям, направленным на повышение уровня качества оказываемых услуг, снижение негативных последствий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному из видов услуг и работ, исчерпывающий перечень которых указан в пунктах 1,2,3,4,5 Приложения N1 к техническому заданию заказчика, снимается 20 баллов за каждый вид.
Под наличием предложения Участника описания перечня мероприятий по виду услуги под номером 1 "Разработка документации о проведении открытого конкурса", заказчик имеет ввиду следующее:
1. Описание разработки документации о проведении открытого конкурса с обязательным описанием:
- методологии оказания услуги (к методам могут относиться управленческие и организационные решения самого Исполнителя, которые дают возможность Заказчику более качественно и в более короткий срок провести закупку);
- перечня используемого в ходе оказания услуги инструментария, соответствующего положениям Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (к инструментарию могут относиться, собственно разработанные типовые документы, программное обеспечение применяемое Участником при проведении закупок и т.д.);
- организации системы взаимодействия между Заказчиком и Исполнителем (Участник предлагает детальное описание последовательности действий при оказании услуги);
- реализации контроля качества оказываемых услуг внутри организации Участника при выполнении отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса и выполнения иных функций для обеспечения нужд Заказчика;
При наличии всех описаний, указанных выше, комиссия оценивает данное предложение по виду N1 как 20 баллов.
При отсутствии хотя бы одного описания, указанного выше по данному виду; или если хотя бы одно описание содержит явное несоответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; или если участник цитирует положения Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нормативно-правовых документов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но не дает практических предложений о применении им вышеуказанных документов и/или собственных наработок при проведении закупок, данное предложение принимается как отсутствующее по данному виду услуги и оценивается - 0 баллов" и т. д.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не предусмотрена методика и порядок начисления конкретных баллов за предоставление сведений по видам услуг и работ, которые указаны в пунктах 1,2,3,4,5 Приложения N1 к техническому заданию.
Кроме того, по мнению Заявителя, установленное требование в оценке по показателю "Качество услуг, выраженное в предложениях участника конкурса по мероприятиям, направленным на повышение качества оказания услуг и на снижение негативных последствий при определении поставщика (подрядчика, исполнителя)", а именно "если хотя бы одно описание содержит явное несоответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не может использоваться при оценки, поскольку данный участник, который предоставил не соответствующую информацию по показателю "Качество услуг, выраженное в предложениях участника конкурса по мероприятиям, направленным на повышение качества оказания услуг и на снижение негативных последствий при определении поставщика (подрядчика, исполнителя)" требованиям N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не должен оказывать услуги специализированной организации, тем самым не должен оцениваться.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по указанному показателю осуществляется в соответствии с пунктом 26 Правил оценки, при этом, перечень наименований (видов) работ/услуг Исполнителя, к описанию которых Заказчиком установлены требования указан в Приложении N1 к техническому заданию, а именно: "1. Разработка документации о проведении открытого конкурса. 2. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием 3. Разработка документации об аукционе в электронной форме. 4. Особенности проведения аукциона в электронной форме, проводимом в случаях, когда при заключении контракта невозможно определить объем работ или услуг. 5. Организация приема заявок, организация и проведение процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при формировании порядка оценки конкурсных заявок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Еланцева С.П. на действия ФГБУК "Большой театр России" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 23.08.2017 NМГ/42692/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии С.И. Казарин
З.У. Несиев
Исп. Казарин С.И.
(495) 784-75-05 (182)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 августа 2017 г. N 2-57-10292/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017