Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова
при участии представителей:
ФГБУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России: Д.С. Калабиной, А.В. Васильева,
ООО "ИСО": М.Г. Исаева,
рассмотрев жалобу ООО "ИСО" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации (Закупка N0373100031317000002) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/37557/17 от 28.07.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель указывает на то, что в аукционной документации установлены следующие требования к составу первой части заявки на участие в аукционе:
"12.2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
12.2.1. при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
12.2.2. согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 12.2.2. настоящей документации, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 12.2.2. настоящей документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 12.2.2. настоящей документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
12.3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная пунктом 12.2. настоящей документации, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается Контракт".
В соответствии п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, Заявитель указывает на то, что аукционная документация не содержит в себе требований к показателям, касающихся технических, функциональных, качественных характеристик используемых товаров, что не позволяет участникам закупки однозначно определить какую информацию необходимо предоставить в составе первой части заявки.
Кроме того, Заявителем жалобы подан запрос на разъяснение положений аукционной документации в части разъяснения какие сведения необходимо предоставить в составе первой части заявки.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Установлено, что Заказчиком даны следующие разъяснения (NРД1 от 16.08.2017):
"В силу ч.1 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно п. 61 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
В силу части 4 статьи 51 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описании объекта закупки указываются его функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости).
Объектом закупки является выполнение работ по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации.
Таким образом, исходя из положений ч. 1 ст. 743 ГК РФ, характеристики подрядных работ, содержатся в рабочей документации и Техническом задании (Приложение N 2 к проекту Контракта). Конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, содержатся в спецификациях и ведомостях Проекта.
В соответствии с п. 15.3.2. аукционной документации в качестве сведений о конкретных показателях предлагаемого к использованию товара, о товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патенте, полезной модели, промышленном образце, наименовании страны происхождения товара участником закупки могут быть представлены в любой форме.
В соответствии с п. 15.3.1. аукционной документации первая часть заявки должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 12.2.2. документации".
В соотвтетствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки достаточно выразить согласие на выполнение работ, оказание услуг в соответствии с требованиями аукционной документации.
Вместе с тем, в соответствии с письменными возражениями, представленными Заказчиком на заседании Комиссии Управления, Заказчиком размещена рабочая и сметная документация где определен объем, содержание работ, а также функционально-технологические и инженерно-технические решения для обеспечения работ, а также что ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе запрещено устанавливать требования к форме и содержанию заявок участников закупки.
При этом, исходя из представленных разъяснений, заявки участников должны в себе содержать характеристики товаров, используемых при оказании услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при формировании требований к составу первой части заявки на участие в аукционе, а также о нарушении ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, так как разъяснения положений аукционной документации NРД1 от 16.08.2017 не содержат в себе ответа по существу поставленных вопросов.
2. Согласно доводам жалобы, из аукционной документации не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п.12.1 проекта контракта: "контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, в том числе в части действия гарантийных сроков".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить каким образом участники закупки могут самостоятельно определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, а также в каких положениях проекта контракта указаны сроки исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при не установлении в аукционной документации срока действия обеспечения исполнения контракта.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИСО" на действия ФГБУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.2 и п.8 ч.1 ст.64 и ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
И.С. Максимов
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 августа 2017 г. N 2-57-10150/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017