Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": Е.Ю. Петровой,
ООО "Рельеф": Н.А. Балакиной,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ НЦН (далее - Заказчик) при проведении электронного на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту входных групп строений N 1, 2 ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152816000296) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/41614/17 от 17.08.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует установление в технической части документации неправомерных требований к товарам, требуемым к поставке.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Форме-2 установлены избыточные требования к товарам, в частности:
- В п. 1 "Строительные болты с гайками и шайбами" установлены требования: "Условное обозначение группы", "Диаметр отверстия в стержне", "Диаметр отверстия в головке";
- В п. 3 "Винты самонарезающие" установлены требования: "Номер крестообразного шлица";
- В п. 13 "Раствор строительный с добавками для кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений" установлены требования: "Пластифицирующие добавки в вяжущем", "Содержание золы-уноса", "Содержание извести", "Содержание глины";
- В п. 14 "Смеси сухие штукатурные для наружных и внутренних работ" установлены требования: "Добавки", "Наибольшая крупность зерен заполнителя", "Содержание вяжущего", "Содержание заполнителя";
- В п. 18 "Профили стальные прямоугольного сечения" установлены требования: "Площадь сечения", "Точность изготовления", "Обработка", "Тип";
- В п. 25 "Профили квадратного сечения" установлены требования: "Тип", "Сталь", "Точность изготовления", "Обработка";
- В п. 21 "Гипсовые вяжущие" установлены требования: "Категория качества вяжущего", "Помол", "Вид вяжущего", "Сроки схватывания";
- В п. 23 "Смеси сухие клеевые для плиточных работ" установлены требования: "Полимерные добавки", "Содержание вяжущего", "Содержание заполнителя";
- В п. 24 "Лента изоляционная" установлены требования: "Тип", "Температура эксплуатации, нижний предел", "Температура эксплуатации, верхний предел";
- В п. 26 "Битумная кровельная горячая мастика" установлены требования: "Наполнитель", "Битумное вяжущее", "ПАВ в вяжущем", "Пластифицирующие добавки", "Наполнитель", "ПАВ в наполнителе", "Антисептики", "Гербициды";
- В п. 27 "Рубероид рулонный кровельный" установлены требования "Лицевая сторона полотна", "Нижняя сторона полотна", "Ширина рулона", "Группа горючести", "Группа воспламеняемости", "Группа распространения пламени";
- В п. 40 "Раствор цементно-известковый строительный с добавками для кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений" установлены требования: "Пластифицирующие добавки в вяжущем", "Содержание золы-уноса", "Содержание извести", "Содержание глины", "Прочность вяжущего при сжатии в 28 суточном возрасте";
- В п. 41 "Проволочные тканые сетки" установлены требования: "Ширина", "Живое сечение сетки";
- В п. 42 "Смеси сухие фуговочные для заделки швов между плитками" установлены требования: "Подвижность готовой смеси", "Полный набор прочности";
- В п. 43 "Сталь листовая оцинкованная" установлено требование: "Толщина покрытия";
- В п. 44 "Сталь" установлены требования: "Толщина покрытия", "Покрытие", "Грунтовки", "Отделочные эмали", "Защитные эмали";
- В п. 47 "Гипсоглиноземистый расширяющий цемент" установлены требования: "Начало схватывания", "Конец схватывания", "Специальные добавки для замедления сроков схватывания";
- В п. 48 "Шурупы с потайной головкой" установлены требования: "Шлиц", "Поверхность", "Исполнение", "Материал";
- В п. 49 "Шурупы класса точности В" установлены требования: "Шлиц", "Покрытие", "Резьбовая часть шурупов", "Исполнение";
- В п. 50 "Плиты минераловатные теплоизоляционные" установлены требования: "Добавки", "Плотность";
- В п. 52, 53 "Плиты облицовочные" установлены требования: "Упрочнение", "Декоративные свойства горной породы";
- В п. 75 "Сетки" установлены требования: "Длина ячейки", "Ширина ячейки".
Согласно доводам жалобы Заявителя, вышеуказанные требования являются избыточными, поскольку, согласно ГОСТам, не указываются в условном обозначении товаров.
Вместе с тем, довод Заявителя о достаточности указания значений характеристик, которые входят в условное обозначение товаров согласно ГОСТ Комиссия Управления считает не состоятельным, поскольку в условных обозначениях товаров не указываются все технические характеристики товаров, которые могут быть определяющими для соответствия закупаемых товаров потребности Заказчика, так, например, согласно п. 3.3 ГОСТ 10923-93 "Рубероид. Технические условия" в условное обозначение рубероида не входит ширина рулона, которая может определять потребность Заказчика, при этом, п. 3.2 указанного ГОСТ регламентирует, что рубероид выпускают в рулонах шириной 1000, 1025 и 1050 мм, но допускается по согласованию с потребителем выпуск рулонов другой ширины. Таким образом, ширина рулона рубероида не отражается в условном обозначении, но является конкретной характеристикой товара, указываемой производителями данного товара.
Одновременно, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что обжалуемые Заявителем характеристики товаров являются очевидными и зависят от других характеристик товара, установленных Заказчиком, так например, согласно доводам жалобы Заказчиком по п. 1 "Строительные болты с гайками и шайбами" установлены следующие избыточные требования: "Условное обозначение группы", "Диаметр отверстия в стержне", "Диаметр отверстия в головке", при этом в ГОСТ 7798 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, определено, что указанные параметры установлены определенными значениями, зависящими от марки стали и диаметра резьбы, требования к которым установлены в аукционной документации. Таким образом, при указании участником закупки марки стали и диаметра резьбы, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации с использованием товара, соответствующего требованиям ГОСТ, Заказчику заведомо известны показатели характеристик "Условное обозначение группы", "Диаметр отверстия в стержне", "Диаметр отверстия в головке".
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Кроме того, Заявитель обжалует установление в аукционной документации требований к указанию конкретных значений параметров, определяемых производителями диапазонными значениями, в частности:
- В п. 10 "Пена монтажная противопожарная для акустической и термической изоляции" установлено требование: "Полное высыхание: до 24 часов";
- В п. 36 "Плиты из экструдированного пенопластирола" установлено требование: "Время самостоятельного горения: 4 с".
Согласно положений Инструкции по заполнению заявки, предлог "до" и символ "" означают необходимость указания конкретного значения параметра. Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя представлены сведения из открытых источников, в соответствии с которыми вышеуказанные характеристики указываются в виде диапазона значений, что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение и препятствует подготовке заявки на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что Инструкция по заполнению заявки содержит, в том числе, следующее положение: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений". Таким образом, в составе заявок участники закупки вправе указать диапазонные значения характеристик товаров в соответствии со сведениями производителей.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Е.А. Дейнега
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05 (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 августа 2017 г. N 2-57-9978/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017