Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ГКУ "ДКР": Макиньковой М.А., Кораблева В.С., Морунова М.И.,
ООО "Профпроект": Хатунцева Д.В.,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Профпроект" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДКР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ в 2017 году по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств) по адресу : г. Москва, ВАО, въездная группа шоссе Энтузиастов (Закупка N 0173200001417000105) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.08.2017 NМГ/42140/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В Приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым при выполнении работ, например как:
- п.5 "Камни бетонные бортовые" - Класс бетона по прочности на сжатие: В 22.5,
- п.9 "Смеси асфальтобетонные горячие крупнозернистые дорожные для обустройства нижних слоев покрытий" - Марка применяемого для смесей щебня по морозостойкости из осадочных, метаморфических горных пород: F50,
- п. 15 "Смеси бетонные тип 1, М100, W2" - Марка бетона по морозостойкости: F50, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования, поскольку применяется знак сравнения с классами и марками
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему", а также "Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему", что также позволяет участникам закупи заполнить заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и государственными стандартами.
- п.52 "Люк чугунный тяжелый" - Общая масса люка: >100 кг, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 3634-99 масса тяжелых люков составляет не менее 120 кг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данная информация является справочной, кроме того, согласно данным производителей данного товара масса люка, выпускающегося согласно указанного государственного стандарта отличается от справочной, что не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
- п.63 "Саженцы декоративных кустарников, порода лиственные должны иметь вызревшие почки и одревесневшую верхушечную часть побегов, здоровую, хорошо развитую разветвленную корневую систему", по мнению Заявителя данная формулировка наименования позиции может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку словосочетание "должны иметь" содержится в наименовании.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что словосочетание "должны иметь" носит описательный характер, не подлежащий изменениям, что также позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в данном аукционе.
- п.92 "Посадочный материал цветочных культур" - вид: Тагетис, щучка дернистая, тысячелистник обыкновенный, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку вид Тагетис отсутствует в реестре цветочных культур известных человечеству.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вид цветочных культур "Тагетис" имеет существование, в подтверждение чего предоставил соответствующие документы от поставщиков данного товара.
- п.93 "Кольцо горловины колодца, тип 1" установлено соответствие ГОСТ 8020, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку данный государственный стандарт является недействующим.
- п.79 "Знаки из тонколистовой оцинкованной стали со световозвращающей пленкой, треугольной формы" - Размер сторон 700 мм, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ Р 52290 минимальный размер стороны знаков треугольной формы составляет 700 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно примечанию таблицы Д.2 ГОСТ Р 52290 указано, что для знака 1.25, предназначенного для обозначения участков дорог, на которых проводят краткосрочные работы на проезжей части, допускается уменьшение размера А до 550 мм, что также позволяет заполнить заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями государственного стандарта и аукционной документации, также Заказчиком на заседание Комиссии Управления предоставлены сведения, что государственный стандарт ГОСТ 8020 является действующим.
- п.53 "Полотно иглопробивное для дорожного строительства" - поверхностная плотность, что по мнению Заявителя является избыточной хараткеристикой и не предоставляется возможным указание данной характеристики на момент подачи заявки на участие в данном аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно официальным данным производителей товара, данная информация находится в открытом доступе и является общедоступной, что позволяет участникам закупки определить данную характеристику на момент подачи заявки.
Также согласно доводам жалобы Заявителя, в инструкции по заполнению заявки отсутствует совместное трактование одновременного использования знаков "или", ";", "и", например как:
- п.18 "Смеси бетонные тип 4, М150, М200, М300" - Фракция крупного заполнителя: [От 5 до 10] или [от 3 до 10]; [от 5(3) до 10] и [св. 10 до 20],
- п. "Щебень вторичный из бетонных и железобетонных изделий" - Сфера применения: Строительство дорог с невысокой интенсивностью движения, подготовка основания для дорог; отсыпка площадок и стоянок; засыпка котлованов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", что также позволяет определить потребность Заказчика, поскольку из вышеуказанных положений инструкции следует, что "или" приравнивается к знаку ";" и союз "и" приравнивается к знаку ",". При этом, запросов о даче разъяснений положений аукционной документации Заявителем не направлялось.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и положениям инструкции по заполнению заявки, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
2. Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
- п.15 "Смеси бетонные тип 1, М100, W2", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку для подвижного и растекающегося типа бетона марки по жесткости не существует.
- п. 20 "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные, тип 1" и п.21 "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные, тип 1" установлено требование о соответствии данных позиций ГОСТ 28013 "Растворы строительные. Общие технические условия", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку вышеуказанные позиции не регламентируются ГОСТ 28013.
- п.24 "Плиты бетонные тротуарные, серые, квадратные" - длина: <500 мм, ширина: 500, 300 мм, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку из названия позиции следует, что плиты являются квадратными.
- п.63 "Саженцы декоративных кустарников, порода лиственные должны иметь вызревшие почки и одревесневшую верхушечную часть побегов, здоровую, хорошо развитую разветвленную корневую систему" - высота: 0.15, 0.2 м, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не предоставляется возможным определить к чему относятся данные характеристики.
- п.79 "Знаки из тонколистовой оцинкованной стали со световозвращающей пленкой, треугольной формы" - Цвет элемента изображения знака Белый, серебристый, красный, желтый, синий, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ Р 52290 знаки треугольной формы синего цвета отсутствую.
- п.88 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные со снятой фаской":
-Марка стали: 15, 20, 25 мм,
-Наружный диаметр: От 203 до 245 мм, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку марки стали 15 и 25 отсутствую в ГОСТ 8731-74, для марки стали установлена единица измерения, а также наружному диаметру удовлетворяет одно значение 219 мм в соответствии с ГОСТ 8731-74.
- п.78 "Блок бетонный для стен подвалов и технических подпольев зданий, из тяжелого бетона, из силикатного бетона сплошной":
-Ширина: 300, 400, 500, 600 ; 400,500,6600 мм,
-Монтажная петля: П3 ; П2а ; П2 ; П4 ; П1, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 13579 не возможно указать одну марку для всех указанных блоков.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на установление избыточных требований к товарам, таким как: п. 14 "Смеси асфальтобетонные дорожные, горячие, песчаные": Пористость минеральной части; Водостойкость, которые могут вводить участников закупки в заблуждение и не позволяют определить данные характеристики на момент подачи заявки, кроме того, характеристики подобного характера установлены по п.16, п.28, п.29, п.59, п.60, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с установлением неправомерных требований по п.79, п.88, п.14, п.16, п.28, п.29, п.59, п.60, при этом пояснил, что при составлении аукционной документации допущены технические ошибки, а также затруднился пояснить в части остальных позиций, на основании каких нормативных документов и государственных стандартов установлены вышеуказанные требования к товарам.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профпроект" на действия ГКУ "ДКР" обоснованной в части установления неправомерных, излишних требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: И.С. Максимов
А.В. Кочетков
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 августа 2017 г. N 2-57-10129/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017