Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
в отсутствие представителей ГБУЗ "ГП N 166 ДЗМ", а также ООО "Комплект сервис", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/32648/17 от 04.07.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 166 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по текущему ремонту помещений ГБУЗ "ГП N 166 ДЗМ" в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" на 2012-2020 годы" (Закупка N 0373200070717000035) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
В соответствии с письмом Московского УФАС России исх.NМГ/42640/17 от 23.08.2017, на заседание Комиссии Заказчик обязан представить документы и сведения предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, в частности: документацию об аукционе, изменения в документацию об аукционе, заявки на участие в аукционе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы аукциона, аудио, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке. В нарушение требований ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, а также в нарушение требования Московского УФАС России исх.NМГ/42640/17 от 23.08.2017, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы (вх.40358-ЭП/17 от 22.08.2017) по существу Заказчиком не представлена аукционная документация.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ, в частности:
- В п.20 "Пена монтажная" установлены требования к характеристикам, таким как: "время твердения",
- В п.30 "Растворы строительные легкие штукатурные ПК2" установлены требования к характеристикам, таким как: "Марка по морозостойкости"
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявитель отсутствовал, в материалах жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования к товарам являются избыточными и их невозможно определить без проведения испытаний конкретной партии товара.
При этом, согласно п.4.2.2 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" Основные свойства затвердевшего раствора: - прочность на сжатие; - морозостойкость; - средняя плотность. Также согласно п.4.11 ГОСТ 28013-98 Морозостойкость растворов характеризуют марками. Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200. Для растворов марок по прочности на сжатие М4 и М10, а также для растворов, приготовленных без применения гидравлических вяжущих, марки по морозостойкости не назначают и не контролируют.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к техническим характеристикам используемого товара при выполнении работ, который является инструментом для производства работ, а именно п.31 "сверло" установлены характеристики, такие как: "Серия сверла", "Размер d", "Класс точности", а также установлено соответствие данной позиции о соответствии требованиям ГОСТ 10920, ГОСТ 886, ГОСТ 12121, что является необъективным описанием закупки.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что при расчете начальной максимальной цены контракта не учтены, такие как: п.31 "сверло", при этом объектом закупки является выполнение комплекса работ по текущему ремонту помещений, в то время как сверло является инструментом, необходимым для выполнения работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Также в своей жалобе Заявитель указывает, что требование о соответствии государственным стандартам установлены таким образом, что не позволяют однозначно определить потребность Заказчика, а именно: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: N 29 ГОСТ 18288 и ГОСТ 2695 или ГОСТ 24454, ГОСТ 8486; N 38 ГОСТ Р 54301 или ГОСТ Р 52146" из чего Заявителю не понятно должны ли товары соответствовать обоим нормативным документам или выбрать один из них.
Также, согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, например как: N4 ГОСТ 1977, N 1 ГОСТ 2591; N 2 ГОСТ 2590; N 3 ГОСТ 535, ГОСТ 103; N 4 ГОСТ 1977; N 5, N 7 ГОСТ 1145; N 9 ГОСТ 4028; N 10 ГОСТ 4030; N 11 ГОСТ 8479; N 13 ГОСТ 31108; N 14 ГОСТ 125; N 15 ГОСТ 9467, ГОСТ 9466; N 16 ГОСТ 2162; N 18 ГОСТ Р 54589; N 19 ГОСТ 12285; N 21 ГОСТ 19538; N 22 ГОСТ 1765; N 23 ГОСТ 11052; N 24 ГОСТ 25809; N 25 ГОСТ 10923; N 26 ГОСТ 10503; N 27 ГОСТ 190; N 29 ГОСТ 18288 и ГОСТ 2695 или ГОСТ 24454, ГОСТ 8486; N 30 ГОСТ 28013; N 31 ГОСТ 10902, ГОСТ 886, ГОСТ 12121; N 35 ГОСТ 23695; N 36 ГОСТ 25809; N 37 ГОСТ Р 51844; N 38 ГОСТ Р 54301 или ГОСТ Р 52146; N 40 ГОСТ 30674, согласно Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РОССТАНДАРТ, требования Заказчика в части соответствия товаров нормативным документам - не могут быть выполнены участником, так как ГОСТ с именно такими номерами отсутствуют (национальные стандарты имеют другие обозначения, после номера стандарта через дефис прописывается также год), более того все "ГОСТ" указаны Заказчиком без последних цифр, что по мнению Заявителя не позволяет определить государственный стандарт и может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ, что также позволяет определить соответствие конкретного товарам определенному нормативному документу, вместе с тем,
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявитель отсутствовал, в материалах жалобы Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования к товарам являются неправомерными, а также каким образом данные требования о соответствии государственным стандартам ограничивают количество участников закупки, также в составе жалобы Заявителя не указано, каким образом отсутствие последних цифр государственных стандартов (года) нарушает его законные права и интересы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" на действия ГБУЗ "ГП N 166 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, который является инструментом для производства работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: И.С. Максимов
З.У. Несиев
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 августа 2017 г. N 2-57-10244/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2017