Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
ФГБНУ "РНЦХ им. академика Б.В. Петровского": Киселева Д.В., Горбачева А.В., Бакуровой О.В.,
ООО "Строительная компания Атюс": Ханджина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "РНЦХ им. академика Б.В. Петровского" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции, кондиционирования воздуха и оборудования автоматизации (Закупка N 0373100072117000140) (далее - Аукцион),в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/38106 от 01.08.2017, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, аукционная документация вышеуказанного электронного аукциона недоступна для копирования и поиска фрагментов текста, что ограничивает количество участников закупок.
В соответствии с ч.1-2 ст.65 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона, заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.2 и 3 ст.63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционная документация, необходимая участникам закупки для формирования заявки на участие в аукционе (приложение N1 к Техническому заданию), размещена на официальном сайте в формате PDF, позволяющем осуществить функции поиска и копирования фрагментов текста.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе,правила описания объекта закупки Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам Заявителя, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет корректно подготовить заявку на участие в Аукционе, поскольку вводит в заблуждение участников закупки, так например:
1. "Указание на возможность выбора ("или") относится к рядомстоящим значениям и является приоритетным (например, А или Б и В или Г, необходимо указать (А или Б на выбор) и (В или Г на выбор)); В случае приоритетности условного обозначения "или" в приведенном заказчиком примере "А или Б и В или Г" участники могли бы указать следующие значения: "А" либо "Б и В" либо "Г";
2. "Если требования, прописанные перечислением, символы "," и ";" (например -Цвета у красок) включают в себя перечень различных вариаций одного и того же показателя ( характеристики) , то участник должен представить в своей заявке полный перечень вариаций по данному показателю";
3. "Если в показателях (характеристиках), установлено перечисление вариаций одного и того же показателя через знак "," и в конце перечисления стоит слово "или" или иные вариации знаков альтернативности (или например в начале перечисление стоит "может быть" или иные вариации знаков альтернативности) , то участнику следует представить один вариант из перечисленных";
4. "В случае указания в вышеприведенной таблице интервалов значений показателей, в том числе сопровождающихся предлогами: "от" и/или "до" или указанных через тире "-", означает, что граничные значения конкретных показателей являются соответствующими данному интервалу значений (если иное не указано в требуемом параметре) и следует указать конкретное значение из данного диапазона; В случае наличия в требуемом параметре, требуемом значении слов "диапазон", "в диапазоне", УЗ должен представить конкретные значения данного показателя именно в диапазоне".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в том числе, документов и сведений, подтверждающих невозможность подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления пришла к выводу, что инструкция по заполнению заявки позволяет участнику закупки заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены идентичные требования к товарам "Кран шаровой", "Клемма винт", "Гибкая вставка", с различными типами.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования установленные к вышеуказанным товарам исходя из потребностей Заказчика, поскольку вышеуказанные товары при оказании услуг будут иметь различные характеристики.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установление требования вышеуказанным образом может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам, так, например: "Насос циркуляционный", "Клапан трехходовой", "Кран шаровой", с использованием схематических изображений данных товаров с габаритными значениями, что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупок в заблуждение при формировании первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам, применяемым при оказании услуг, а также затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации требований указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком объединены графы "требуемый параметр" и "требуемое значение", например, "Номинальное переменное напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей, экраном или броней кабеля: 1.8 или 0.6 или 0.38 КВ". Таким образом, невозможно однозначно определить, что является требуемым параметром, а что требуемым значением.
Таким образом, такое объединение граф в Форме 2 может вводить участников закупки в заблуждение при формировании заявки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в чем заключается необходимость установления требований к необходимым товарам подобным образом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
6. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации излишних, неправомерных требований к товарам и использовании нестандартных показателей при описании объекта закупки.
В Форме 2 установлены требования:
- по позиции "Труба ПВХ": "Сопротивление сжатию, Н/5 см >350 Минимальный радиус изгиба - не меньше трех диаметров наружных, Диэлектрическая прочность не менее 2000 В (50 Гц, в течение 15 минут), Сопротивление изоляции не менее 100 МОм (500В, в течение 1 минуты), Ударная прочность, Дж >0,4 при -25°С, Минимальный радиус изгиба, мм не менее 30";
- в частности, по позиции "Держатель": "Масса 1 м2 цинкового покрытия, нанесенного с двух сторон должна быть не менее 142,8г. количество примесей в цинковом покрытии не должно быть больше 1,3%. Содержание цинка в цинковом покрытии не должно быть меньше 98,7%. Масса 1 м2 цинкового покрытия, нанесенного с двух сторон должна быть не более 855г.";
- по позиции "Болты": "Минимальная разрушающая нагрузка, Н - 98000-370000 Н, Твердость по Бринеллю - 114-414 НВW";
- по позиции "Анкер": "Момент затяжки, Нм больше 25";
- по позиции "Гайка": "Твердость по виккерсу -130-353 HV";
- по позиции "Кабель": "Электрическое сопротивление изоляции кабеля, пересчитанное на 1 км длины и температуру 20° С, при приемке и поставке должно быть не менее 0,06 МОм, Кабели должны выдержать испытание переменным напряжением частоты 50 Гц в течение 5 мин: при приемке и поставке и на период эксплуатации и хранения не менее 1500 В. Электрическое сопротивление 1 км жилы при температуре 20 °С не более 18,2 Ом. Относительная влажность при температуре 35 °C, % не менее 98, Электрическое сопротивление постоянному току луженой и нелуженой медной жилы - не более 24,8 Ом. Кабели при испытании переменным током (при приемке и на период эксплуатации) частоты 50 Гц, должны выдерживать в течение 5 мин: напряжение не ниже 1000В. Электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины, должно быть (при приемке и поставке ) не менее: 10 МОм. При эксплуатации и хранении и при температуре 70°С не менее 0,1 МОм. Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °C, Ом·см, не менее 1·1010 Ом см. Прочность при разрыве, МПа , не менее 13,7 МПа.Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °C, Ом·см, не менее 3 · 1013 Ом см при 70 °C, Ом·см, не менее 1 · 1011 Ом см Прочность при разрыве, МПа , не менее 17,6 МПа Температура размягчения не ниже 180 0С, Прочность изоляции и оболочки до и после старения при разрыве должна быть не менее 9 Н/мм2. Максимальное электрическое сопротивление 1 км. жилы постоянному току при температуре 20°С должно быть не более 3,08 Ом. Допустимая температура нагрева жил кабеля, оС предельная по условию невозгорания при коротком замыкании не должна превышать 400. Допустимая температура нагрева жил кабеля, оС предельная при коротком замыкании не должна превышать 250. Допустимая относительная влажность воздухане должна быть <98% (при температуре меньше или равной 35 оС). При испытании в течение 10 мин кабель должен выдерживать переменное напряжение частотой 50 Гц и постоянное напряжение не < 3 кВ. Допустимая температура нагрева жил кабеля, оС Длительно допустимая не должна превышать 90. Допустимая температура нагрева жил кабеля, оС в режиме нагрузки не должна превышать 130";
- по позиции "Двигатель": "Уровень шума, дБ менее 65 Момент инерции, кг*м2 менее 0.0019";
- по позиции "Теплоизоляция": "Максимальная продолжительность самостоятельного горения не более 30 с. Максимальная температура дымовых газов не более 235 0 С Максимальная степень повреждения по длине - не более 85 % Максимальная степень повреждения по массе - не более 50 % Минимальное разрушающее напряжение при растяжении - 0,15-0,2 МПа. Максимальный коэффициент теплопроводности () 0,035-0,037 Вт/м-К при 25°С 0,032-0,034 Вт/м-К при 10°С; 0,038-0,039 Вт/м-К при 40°С Максимальная плотность 35-40 кг/м3 Минимальная устойчивость к диффузии водяного пара (_) - 3500-3700";
- по позиции "Клей": "Вязкость при 23 0С, МПа - 1550-1750. Плотность при 23 0С, г/см 3 - 0,8-0,9. Время высыхания - должно быть в диапазоне уже чем от 10-20 мин. Открытое время - не менее 60 мин.";
- по позиции "Лента ПВХ": "Предел прочности при разрыве, Н/мм2 - 16-20 Относительное удлинение при разрыве, % - 170-200 Адгезия к стали, Н/см - 1,5-2";
- по позиции "Холодильное масло": "Плотность 0,92 - 0,94 г/см3. Коэффициент кислотности 0.01 - 0,011 мг KOH/г. Уровень насыщенной влажности 100-150 ppm";
- по позиции "Масло для фреона": "Плотность при 15 °С 950-1000 кг/м. Температура застывания -43 - -45 0СКинематическая вязкость при 40 0С 42-44 мм
/сек. Кинематическая вязкость при 100 0С 7-9 мм
/сек".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются избыточными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным определить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения по вышеуказанным характеристикам товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия ФГБНУ "РНЦХ им. академика Б.В. Петровского" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.С. Бугримова
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
С.И. Казарин
исп. Бруев Д.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 августа 2017 г. N 2-57-9086/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2017