Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов Комиссии
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации: С.А. Власова,
при участии представителя ООО "Дефком": Е.Л. Плотниковой
рассмотрев жалобу ООО "Дефком" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (Закупка N 0373100015817000210) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса с ограниченным участием.
Заказчиком предоставлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/43427/17 от 28.08.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемым товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в конкурсной документации требования о соответствии поставляемых товаров "Мясо кур (тушки 1,2-1,3)" и "Филе рыбы (треска)" требованиям ГОСТ, без указания какому именно ГОСТ должны соответствовать продукты питания, что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что к поставке требуются продукты питания, обращение которых разрешено и сертифицировано на территории Российской Федерации, при этом участник закупки вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким действующим ГОСТ должны сертифицироваться поставляемые товары.
Кроме того, Заявитель обжалует применение при описании характеристик товара "Говядина (боковая часть)" нестандартного термина "оковалок", а также применение нестандартного термина "огузок" при описании товара "Говядина (внутренняя часть)".
Согласно пояснениям Заказчика, термины "огузок" и "оковалок" означают различные части говяжьей туши при разделке на отрубы и являются общеупотребимыми при описании частей туш крупного рогатого скота.
По мнению Заявителя, Заказчиком при описании товара "Говядина (внутренняя часть)" неправомерно установлено требование о сопровождении поставляемого товара сертификатом соответствия, декларацией, а также ветеринарным свидетельством, поскольку в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" в обязательном порядке оценка соответствия мяса должно осуществляться только в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование о том, что поставляемые товары должны в обязательном порядке сопровождаться сертификатом соответствия и декларацией, установлено в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в конкурсной документации следующих требований к товару "Филе рыбы судак": "Вес одного филе: от 400 до 600 г", "Рыба должна быть упакована в картонные коробки по 10-15 кг", поскольку, по мнению Заявителя, указанное требование является избыточным.
Согласно пояснениям Заказчика, требование к весу одного филе рыбы обусловлено спецификой организации лечебного питания, существующими нормами выдачи готового блюда, требования к массе одной упаковки из картона обусловлено спецификой организации складского хозяйства Заказчика.
Также, Заявитель обжалует установление Заказчиком в конкурсной документации Заказчика требований к характеристикам товаров, значения которых определяются только в результате проведения испытаний готовых партий товаров, так например, в п. "Смесь из косточковых и семечковых фруктов" установлены требования к массовой доле влаги, массовой доле сернистого ангидрида, доле дефектных плодов, а также примесей растительного происхождения, поскольку указанные требования могут препятствовать формированию предложения в отношении конкретных значений характеристик поставляемых товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с положениями документации об конкурсе с ограниченным участием участникам закупки при формировании заявки на участие в закупке не требуется предоставлять сведения о конкретных значениях характеристик, требования к которым установлены в документации о закупке, при этом вышеуказанные требования к поставляемым товарам установлены в соответствии с действующим законодательством.
При этом, согласно пояснениям представителя Заявителя, Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены Разъяснения положений конкурсной документации от 10.08.2017 NРД2, также содержащие указание на то, что участникам закупки не требуется представлять в составе заявки сведения о конкретных значениях характеристик товаров.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих указанные доводы, а также свидетельствующих о том, что указанные требования к поставляемым товарам могут вводить участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2016 N1185).
По мнению Заявителя Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии опыта исполнения договоров исключительно с бюджетными учреждениями, что ведет к ограничению количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.3.1.8 Конкурсной документации установлено, что участники закупки должны иметь успешный опыт исполнения (с учетом правовпреемства) договора с бюджетным учреждением на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки. При этом стоимость ранее исполненного договора (контракта) с бюджетным учреждением составляет не менее 20 процентов начальной максимальной цены настоящего конкурса. Наличие данного опыта подтверждается копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Постановление Правительства РФ от 04.08.2017 N 937 "О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" вступило в силу с 16.08.2017, в то время как конкурсная документация, размещенная на официальном сайте в редакции от 14.08.2017, содержит требования к опыту согласно предыдущей редакции документа.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Дефком" на действия ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России от 28.08.2017 N МГ/43427/17.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.С. Бугримова
Члены Комиссии И.С. Максимов
Д.А. Орехов
исп. Д.А. Орехов тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 сентября 2017 г. N 2-57-10448/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017